8 самых французских фактов о фильме «Амели»
Ровно 20 лет назад мы впервые увидели историю, как распрекрасная на всю голову парижанка мешает соседу смотреть футбол. И познакомились с Одри Тоту.

Принято говорить, что французское кино и комедию во всем мире люто любят, ценят, ля-ля-ля-ля, бла-бла-бла и все такое. В реальности таких моментов, чтобы все — от Японии до Аляски — вдруг встрепенулись и бросились смотреть новый фильм из Франции, было необычайно мало. В 2001-м свершилось именно такое.
1
Начнем по традиции с режиссера. Кажется, здесь он даже имеет какое-то значение…
Все девяностые годы Жан-Пьер Жёне снимал очень-очень авторские и слегка садистские комедии. Прямо как Питер Джексон. Как раз в то самое время любители кинотреша любили приставать к прохожим с криками, что Жёне и Джексон скоро прославятся на весь мир. Любителям треша, как обычно, никто не верил. А в 2001 году и Жёне, и Джексон и в самом деле прославились.
Для Жан-Пьера мчаться к славе давалось труднее, чем мёртвой лошади. В 1995 году ему и его товарищу Марку Каро выдали на руки внушительную по меркам Франции сумму, чтобы они сняли «Город затерянных детей». Снять-то они сняли, однако зритель ничегошеньки не понял и в кино решил не ходить. Это только сейчас, в XXI веке, весь Интернет знает, что «Город затерянных детей» — лучший стимпанк-фильм всех времен и народов.
Спустя два года Жан-Пьер Жёне получил очередной шанс: голливудские умники доверили ему постановку картины «Чужой: Воскрешение». Фильм все тотчас возненавидели (пересмотри прямо сейчас и поймешь, что ненавидели зря: это же карнавал, а не кино).

2
Дочь стоматолога Одри Жюстин Тоту, видимо, не подавала никаких врожденных талантов дантиста. Так что семья плюнула и отправила ее в театральный. Снималась там да сям для телевидения, пока волны везения и таланта не забросили Одри в кинематограф. Первой работой на большом экране оказался ромком 1999 года «Салон красоты „Венера“». Одри тогда было 23 года.