Санкционное бессилие: что меры против Ирана значат для нефтяного рынка
Иранский фактор вряд ли способен дестабилизировать рынок нефти, а США также не заинтересованы закрывать доступ на рынок крупным экспортерам — взлет цен ударит и по ним. Единственное, что может вернуть нефтяные цены к росту, — новое соглашение ОПЕК о сокращении добычи
Опасения по поводу падения добычи и экспорта нефти в Иране после новых американских санкций в последние месяцы будоражили рынок — это одна из ключевых причин, почему нефть недавно поднималась выше $80. Правда, сейчас цены сильно упали, и это дает нам понять, что негативное влияние иранского фактора на рынок было сильно переоценено. Давайте разберем поподробнее, что происходит на мировом нефтяном рынке и чего стоить ждать в ближайшие месяцы.
Прежде всего, все больше экономистов прогнозируют замедление темпов роста мировой экономики — пессимизму способствуют развязанные Дональдом Трампом торговые войны и проблемы на развивающихся рынках. Соответствующим образом пересматриваются вниз и прогнозы роста спроса на нефть: например, в октябре Международное энергетическое агентство в своем ежемесячном отчете о состоянии нефтяного рынка понизило прогноз роста мирового спроса на нефть в этом году на 100 000 баррелей в день, а на 2019 год — на 300 000 баррелей в день.
На этом фоне производители нефти снова устроили гонку друг с другом, кто выбросит на рынок больше баррелей. Добыча нефти в США в III квартале этого года выросла на 400 тысяч баррелей в день по сравнению со вторым кварталом, и на 1,1 млн баррелей в день — по сравнению с первым кварталом. Прогнозы по росту американской нефтедобычи все время повышаются: на второй квартал 2019 года Международное энергетическое агентство прогнозирует добычу в 16,3 млн баррелей в день (на начало этого года США добывали 14 млн баррелей в день). Американские производители весьма комфортно чувствуют себя при уровне цен в $70-80 за баррель.
Страны ОПЕК и Россия не отстают: как только в июне была достигнута договоренность по смягчению соглашения о сокращении добычи нефти, его участники как будто с цепи сорвались. По данным Международного энергетического агентства, ОПЕК повысил добычу по сравнению со вторым кварталом этого года на 740 000 баррелей в день (в том числе Саудовская Аравия — на 380 000, Нигерия, Ирак и ОАЭ — на 170-200 000), Россия — на 360 000. Росстат дает еще более высокие цифры роста добычи по России — 450 000 баррелей в день в сентябре по сравнению с июнем. Одна лишь «Роснефть» прибавила в третьем квартале 120 000 баррелей в день добычи по сравнению со вторым кварталом, согласно ее отчету по МСФО. Очевидно, что участники соглашения «ОПЕК+Россия» с нетерпением ждали прекращения действия договоренностей о сокращении добычи и ринулись резко ее наращивать, как только представилась первая же возможность.