Игры в дружбу: ждет ли «Роснефть» западных санкций
Американские санкции неизбежны, а европейское эмбарго выглядит маловероятным. В этих условиях «Роснефти» приходится посылать сигналы партнерам в ЕС, США и Китае
В ноябре в прессу попала история о том, что компания «Роснефть» предложила своим покупателям взять на себя санкционные риски. «Роснефть» обратилась к партнерам с предложением заключить дополнительное соглашение, по которому они будут обязаны возместить госкомпании потери, если откажутся покупать ее нефть из-за санкций. С точки зрения коммерческой компании ход, на самом деле, вполне логичный — если есть возможность переложить риски на контрагента, то почему бы этого не сделать. Или хотя бы попытаться. Вопрос в том, согласятся ли покупатели. Не исключаю, кстати, что часть из них пойдет на такой шаг. Тем более что почин «Роснефти», вроде как, поддержали и некоторые другие российские компании («Сургутнефтегаз», «Газпром нефть»). Правда, пока молчит «Газпром». Думаю, потому, что он понимает, что можно требовать изменить контракты — но потом твои европейские покупатели, случись что, все равно пойдут в арбитраж, но не в российский, а в Стокгольмский, а он ссылки на российское законодательство (а «Роснефть», согласно СМИ, апеллирует к Гражданского кодексу РФ) может и не принять.
Тем не менее, аргументы у «Роснефти» есть. Несмотря на серьезное падение российских поставок в Европу в 2018 году, Россия все равно занимает важное место на рынке ЕС. Порядка четверти потребляемой нефти имеет российские происхождение, а ведь еще есть поставки дизеля и других нефтепродуктов. По газу доля России в европейском потреблении и вовсе составляет почти 35% по итогам 2017 года.