Самый странный вулкан в мире. Отрывок из книги Робина Эндрюса
В издательстве КоЛибри выходит книга вулканолога и научного журналиста Робина Эндрюса «Супервулканы: Неожиданная правда о самых загадочных геологических образованиях Вселенной». «Сноб» публикует отрывок из главы «Гигантская чернильница»
Танзания, 2005 год. Международная группа ученых и несколько местных проводников-масаев забрались в два «лендровера» и понеслись в кромешной тьме. Холмы и долины вокруг них скрылись в тени, а фары машин освещали коричневые пятна пустыни и зеленые вкрапления. В полночь они достигли подножия вулкана, который резко вздымался в небо. Снарядившись и прихватив газоулавливающее оборудование, они начали подъем. Огромные трещины и внезапные обвалы трудностей не составляли, исследователи осторожно преодолевали крутые скалистые склоны и пробирались к вершине, прибыв как раз в тот момент, когда выглянуло солнце.
«Я не стал заранее просматривать фотографии и снимки, потому что хотел испытать подлинное удивление», — говорит вулканолог и геохимик из Университета Нью-Мексико Тобиас Фишер. Какая выдержка. Как только вы достигаете высоты 3000 метров над уровнем моря и поднимаетесь на внешний край вулкана, вас встречает пейзаж, который, кажется, попал сюда из другой вселенной. «Когда вы переваливаетесь через край, это просто поразительно, совершенно не похоже ни на что, что я когда-либо видел, — делится впечатлениями Фишер, — все кажется таким необычным».
Перед Фишером и его коллегами предстала лава, бурлящая в кратере, но казалось, будто она была загрязнена чернилами. В ней не было классических красных, оранжевых и желтых оттенков. Вместо этого в воздух взлетала черная жидкость, которая быстро остывала, смешивалась с атмосферой и становилась серебристо-белой. Горнитос, одноцветные шишковатые конусы высотой 15 метров, похожие на гончарное изделие пьяного демона, во все стороны извергали черную лаву из множества трубок и отверстий. Обычная лава может двигаться с разной скоростью, но на ровной поверхности перегнать большинство лавовых потоков нетрудно. Несмотря на сходство с моторным маслом, эта лава была более текучей, чем вода, и хлестала так, будто опаздывала на собеседование. К тому же она была холодной — конечно, по меркам лавы. Базальт, вырывающийся из Килауэа, был раскален почти до 1000 °С. А эта лава, только что вышедшая из шахты, извергалась при температуре 500 °С, что всего в пять раз горячее воды, которая кипит в вашем чайнике. Иногда лава вытекает из горнитоса и остывает так быстро, что замирает в воздухе, создавая тусклые каскады, как бы остановившиеся во времени.
Разбив лагерь на вершине и удерживая трубки и бутылки для сбора газа над жерлами и трещинами вулкана, ученые наблюдали, как черный суп выплескивается из горнитосов и проносится всего в нескольких метрах от них. «Просто невероятно, как быстро он двигался, — говорит Фишер, недоверчиво качая головой. — Было страшно! Мы не знали, что может произойти и насколько мы можем приблизиться». В какой-то момент «лава пробила себе русло, перетекла через край кальдеры, или обод кратера, а затем подожгла растительность». Ночью поток лавы, едва освещенный тусклым красным свечением, внезапно пробился вниз по склону в кухонную зону лагеря: все быстро собрали вещи и переместились в другое место.
В большинстве магмы или лавы содержится изрядное количество кремнезема — вещества, состоящего из одного атома кремния и двух атомов кислорода. Кремнезем любит соединяться в длинные цепочки, которые образуют своего рода скелет лавы, и чем больше цепочек кремнезема, тем больше лава похожа на смолу. Базальт, как в большом и глубоком резервуаре Йеллоустоуна, имеет низкое содержание кремнезема, поэтому он довольно текуч. Риолит, который находится в небольшом и неглубоком резервуаре Йеллоустоуна, более чем на две трети состоит из кремнезема, из-за чего он очень вязкий и густой.
Однако в черной лаве этого вулкана так мало кремния, что она течет быстрее, чем выделения из носа аллергика. Известная как карбонатит, она насыщена (среди прочего) карбонатами натрия и кальция. С последним вы наверняка знакомы — из него состоит известковый налет внутри чайника или вокруг водопроводного крана. Естественно, ученые хотят ответить на следующий вопрос: откуда этот карбонатит взялся? Нам не с чем сравнивать, потому что сегодня эта гора — единственный вулкан на планете, извергающий карбонатитовую лаву.