Культовые кроссовки, выпуск 7: история adidas Samba — футбольной пары, ставшей универсальной
Samba, возможно, самая популярная модель adidas последних лет, удачная находка селебрити-стилистов, иллюстрация силы ностальгии и топливо для язвительных мемов. Но на этом, разумеется, не все. Вместе с командой паблика Please разбираемся в феномене популярности этой очень старой модели.
На бумаге adidas Samba — страшно подумать — 73 года. Это делает ее одним из главных долгожителей adidas, однако дьявол кроется в деталях. Если вы взглянете на первый образец, минималистичные кроссовки в нем разглядеть не получится: перед вами предстанут высокие черные ботинки на странной подошве из двух полусфер, которые имеют мало общего с современным образцом. Их объединяют лишь название да три полоски, закрепившиеся за adidas в 1949-м.
В модных изданиях часто пишут, что модель «родилась» в 1949-м, однако, судя по юбилейной серии Samba, вышедшей ограниченным тиражом 1950 пар, будущий бестселлер все-таки был представлен именно в 1950-м.
Все началось с футбола: Ади Дасслер хотел сделать обувь, которая позволила бы футболистам тренироваться на промерзшем зимнем поле. Сохранять сцепление на льду должна была простая резина, но не стоит забывать, о каких временах идет речь: в те годы большинство обувных подошв делали из кожи. Материалом верха служила кожа кенгуру — ее активно использовали долгие десятилетия (об этом рассказывали в тексте про adidas Gazelle).
Первый выход Samba в свет состоялся на чемпионате мира по футболу в Рио-де-Жанейро летом 1950-го. Название для новинки Дасслер выбрал прагматично: раз ареной представления выступит Бразилия, стоит наречь ботинки в честь ярчайшего культурного явления страны — самбы. Не секрет, что в тех краях и зимой снега не допросишься, но механизм ассоциативной психологии сработал, и немецкие футболисты не стали протестовать против выхода на поле в такой обуви.
В 1967-м модель перенесла существенные метаморфозы. Если вы включали телевизор хотя бы пару раз в жизни, наверняка заметили, что на замерзшем поле в футбол играют не так часто. Значит, неплохо показавшую себя пару (в ней немцы выиграли чемпионат 1954 года) стоило сделать более универсальной, отлепить ото льда. Тогда появился низкий профиль Samba, а в подошве образовалось несколько отверстий для вставных шипов. Совсем скоро в Европе случится взрывной рост популярности мини-футбола — пять на пять человек, который пришел из Южной Америки: Уругвая и Бразилии.
Вновь обновленные в 1970-м «самбы» отлично подходили для нужд игроков вне зависимости от площадки для состязания: их надевали и в зал, и для уличной игры, и когда предстояло бегать по газону. Если рассматривать модель в старых каталогах, вы увидите, что придумать более обыкновенные кожаные кроссовки почти невозможно. Из примечательного там будут лишь зубья протектора: в передней половине они были заострены назад, а в задней — вперед. Забавно, что на тех же страницах рядом с Samba обнаружатся модели Bamba и Mamba (версии того же силуэта, но чуть попроще). Если бамба — израильское лакомство из арахиса, то черная мамба — опаснейшая змея, обитающая в Африке. Напрашивается вывод, что Adidas не щадит глобус и активно им пользуется при выборе названий.
Во второй половине 1970-х кроссовки в своей четвертой ипостаси наконец приобретают знакомый вид: окончательно образовалась замшевая T-образная накладка на носке, подошва выполнена из неокрашенной резины (gum sole), а отверстия для шипов исчезли — их место заняли круговые узоры на протекторе. На этом месте логично упомянуть главных ценителей «самбы». Речь отнюдь не про танцоров — более преданных адептов этой модели, чем футбольные фанаты, не сыщется на всем белом свете. Богатое историческое наследие, относительная доступность и надежность сыграли свою роль — к «итальянскому» гардеробу хулиганов чаще всего в довесок шли именно кроссовки adidas: Samba, Gazelle, Campus или Spezial. Расцвет этой субкультуры пришелся на 1970–1880-е годы. Колесящие вслед за любимыми командами обитатели «террас» между посещением матчей и драками охотились за специальными изданиями и эксклюзивными расцветками. Обладание редким экземпляром немедленно поднимало статус молодого человека среди единомышленников. Самыми популярными направлениями своеобразного шопинг-туризма были Германия и Франция — французское подразделение Adidas France в те годы разрослась почти до самостоятельной фирмы со своими уникальными образцами (больше про французское подразделение и Хорста Дасслера можете прочитать в материале про adidas Superstar).