Почему для музыки Эйленкрига необходимо медитативное состояние

Русский репортерСобытия

Джаз как йога

Почему для музыки Эйленкрига необходимо медитативное состояние

1 июня в Концертном зале имени П. И. Чайковского стартовал Фестиваль современных джазовых оркестров. Его открыл трубач Вадим Эйленкриг и его джаз-бэнд Eilenkrig Orchestra. А 22 июня музыкант вместе с командой выступит на фестивале «Усадьба Jazz» в Коломенском. «РР» поговорил с Вадимом о философии джаза, любимых музыкантах и Александре Пушкине.

— Вы говорили, что порой слушаете даже русский рок. Что сейчас играет у вас в наушниках?

Удивительно, но сейчас я все больше слушаю джаз. Возможно, потому что стал меньше его играть. Десять лет назад я играл в биг-бэнде Игоря Бутмана, и джаз занимал в моем плейлисте большое место. Сейчас я пытаюсь миксовать разные стили. У меня бывают периоды, когда я не могу слушать джаз вообще. И тогда я слушаю все, что угодно: фанк, соул, какую-то поп-музыку.

— Кого слушаете?

Ой, да всех. Мой любимый трубач — Фредди Хаббард. Буквально сейчас слушал Херби Хэнкока. Особенно его альбомы 70-х годов, фанковые такие, джаз-роковые. Трубач Уинтон Марсалис, The Brecker Brothers.

— Вы часто слушаете молодых музыкантов на конкурсах. Кто-то из них вас поразил?

В нашем жанре встречаются молодые гении, которые играют очень зрело и интересно. Но все-таки джаз — это импровизация, а импровизацию я люблю сравнивать с чувством юмора, потому что и то и другое — это абстрактное мышление. Чувство юмора ребенка отличается от чувства юмора взрослого, для ребенка смешно, когда кто-то упал и, желательно, чтобы еще при этом попал лицом в лужу. Импровизация, повторюсь, — это абстрактное мышление, оно очень редко бывает развито у молодых людей. В моем жанре молодые музыканты — это, как правило, все же 30+, редко бывает 20+.

Джаз — это как жизнь. 15-летнему человеку редко есть что сказать такого, чтобы нас удивило, как глубоко это сказано. Все будет на поверхности. Приведу пример: Александр Сергеевич Пушкин — блестящий поэт, но ведь глубина у него появилась с возрастом, когда его друзей-декабристов отправили на каторгу. А до этого его интересовала кружка, «сердцу будет веселей» и любовь. Это прекрасно, но для того, чтобы говорить о любви по-настоящему, человеку нужно пройти через страдание.

— Но у Лермонтова и в юном возрасте получалось писать глубоко.

Ну, Лермонтов участвовал в войне, а война — такая вещь, которая ни для кого не проходит даром. Это нам по кино кажется, что все легко: аксельбанты, шашки, кони. А война — это всегда ужасно. Поэтому, конечно, у него глубина есть. Она может быть у кого угодно, у пятилетнего ребенка, который видел нечто страшное.

— Один из ваших альбомов называется Point of view («Точка зрении»). Что вы хотели этим альбомом заявить?

Само это название довольно часто используется джазменами. В джазе иногда повторяются названия альбомов, композиций, это нормально. С одной стороны, это был легкий троллинг. С другой, это была наша совместная с пианистом Антоном Барониным точка зрения, потому что мы старались сделать альбом на грани джаза, классики, импровизации, хулиганства и чуть-чуть здорового аферизма. Сейчас я бы, честно говоря, переписал часть этого альбома, но 2-3 удачные композиции там есть.

— По вашим интервью у меня сложилось впечатление, что в джазе есть что-то от буддизма. Это так?

Безусловно. Джазовая импровизация — это свобода разума. Для того чтобы это были не заученные фразы, должно быть абсолютно медитативное состояние. По большому счету, и восточные практики, и джаз — это то состояние, которое ты проводишь через себя. Я вообще считаю, что джаз — это йога чистой воды.

— Вы как будто противопоставляете себя джазовой среде: татуировки, спортивная форма. Чувствуете себя бунтарем?

Я никогда не хотел принадлежать к какой-то группе — социальной, философской, этнической. Я за содружество индивидуальностей. Мне странно, когда люди надевают футболки с изображением джазовых музыкантов и думают, что теперь они принадлежат к сакральному сообществу, в которое не вхожи другие. Мы живем в XXI веке, когда человек может выглядеть, как он хочет, и заниматься, чем он хочет. Раньше все были одинаково плохо одеты, а сейчас все хорошо одеты, но тоже одинаково. А я люблю, когда внешний вид — отражение нашего внутреннего мира.

— У вас скоро планируется концерт в филармонии и выступление на фестивале «Усадьба Jazz». Что это за концерты?

Особенный концерт у меня планируется 1 июня в Московской филармонии. Это первый фестиваль, который сделали я и моя команда. На каждом концерте мы боремся за свою публику. Ты должен не просто удивлять, и ты не можешь каждый раз выводить лошадь на сцену или надевать пионерские шорты. Люди приходят получать эмоции. Если ты дал яркие эмоции — они придут опять. И я стараюсь давать эмоции.

Фестиваль «Усадьба Jazz» в Москве в этом году пройдет уже в 16-й раз, и я выступлю в большом составе Eilenkrig Orchestra в первый день фестиваля на одной сцене с Нино Катамадзе и The Cinematic Orchestra.

— Есть теории о том, что в искусстве все истории уже давно рассказаны. Вы согласны?

Мне вообще кажется, что история одна. Это история про жизнь. Мы рождаемся на вдохе, а умираем на выдохе, а между ними — жизнь.

Олеся Остапчук

Фотография: из личного архива Вадима Эйленкрига

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Холивар за интернет Холивар за интернет

Андрей Лошак о том, можно ли запретить писать на заборе слово

Русский репортер
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему Все фильмы и сериалы Джеймса Ганна от худшего к лучшему

Фильмы Джеймса Ганна от инди-ужасов до супергероев Marvel и DC

Maxim
Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад

Испанские ученые обнаружили в Атапуэрке зуб северного оленя времен оледенений

N+1
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе

Ученые успешно протестировали радарную систему зонда Europa Clipper

ТехИнсайдер
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Открыть в приложении