Почему для музыки Эйленкрига необходимо медитативное состояние

Русский репортерСобытия

Джаз как йога

Почему для музыки Эйленкрига необходимо медитативное состояние

1 июня в Концертном зале имени П. И. Чайковского стартовал Фестиваль современных джазовых оркестров. Его открыл трубач Вадим Эйленкриг и его джаз-бэнд Eilenkrig Orchestra. А 22 июня музыкант вместе с командой выступит на фестивале «Усадьба Jazz» в Коломенском. «РР» поговорил с Вадимом о философии джаза, любимых музыкантах и Александре Пушкине.

— Вы говорили, что порой слушаете даже русский рок. Что сейчас играет у вас в наушниках?

Удивительно, но сейчас я все больше слушаю джаз. Возможно, потому что стал меньше его играть. Десять лет назад я играл в биг-бэнде Игоря Бутмана, и джаз занимал в моем плейлисте большое место. Сейчас я пытаюсь миксовать разные стили. У меня бывают периоды, когда я не могу слушать джаз вообще. И тогда я слушаю все, что угодно: фанк, соул, какую-то поп-музыку.

— Кого слушаете?

Ой, да всех. Мой любимый трубач — Фредди Хаббард. Буквально сейчас слушал Херби Хэнкока. Особенно его альбомы 70-х годов, фанковые такие, джаз-роковые. Трубач Уинтон Марсалис, The Brecker Brothers.

— Вы часто слушаете молодых музыкантов на конкурсах. Кто-то из них вас поразил?

В нашем жанре встречаются молодые гении, которые играют очень зрело и интересно. Но все-таки джаз — это импровизация, а импровизацию я люблю сравнивать с чувством юмора, потому что и то и другое — это абстрактное мышление. Чувство юмора ребенка отличается от чувства юмора взрослого, для ребенка смешно, когда кто-то упал и, желательно, чтобы еще при этом попал лицом в лужу. Импровизация, повторюсь, — это абстрактное мышление, оно очень редко бывает развито у молодых людей. В моем жанре молодые музыканты — это, как правило, все же 30+, редко бывает 20+.

Джаз — это как жизнь. 15-летнему человеку редко есть что сказать такого, чтобы нас удивило, как глубоко это сказано. Все будет на поверхности. Приведу пример: Александр Сергеевич Пушкин — блестящий поэт, но ведь глубина у него появилась с возрастом, когда его друзей-декабристов отправили на каторгу. А до этого его интересовала кружка, «сердцу будет веселей» и любовь. Это прекрасно, но для того, чтобы говорить о любви по-настоящему, человеку нужно пройти через страдание.

— Но у Лермонтова и в юном возрасте получалось писать глубоко.

Ну, Лермонтов участвовал в войне, а война — такая вещь, которая ни для кого не проходит даром. Это нам по кино кажется, что все легко: аксельбанты, шашки, кони. А война — это всегда ужасно. Поэтому, конечно, у него глубина есть. Она может быть у кого угодно, у пятилетнего ребенка, который видел нечто страшное.

— Один из ваших альбомов называется Point of view («Точка зрении»). Что вы хотели этим альбомом заявить?

Само это название довольно часто используется джазменами. В джазе иногда повторяются названия альбомов, композиций, это нормально. С одной стороны, это был легкий троллинг. С другой, это была наша совместная с пианистом Антоном Барониным точка зрения, потому что мы старались сделать альбом на грани джаза, классики, импровизации, хулиганства и чуть-чуть здорового аферизма. Сейчас я бы, честно говоря, переписал часть этого альбома, но 2-3 удачные композиции там есть.

— По вашим интервью у меня сложилось впечатление, что в джазе есть что-то от буддизма. Это так?

Безусловно. Джазовая импровизация — это свобода разума. Для того чтобы это были не заученные фразы, должно быть абсолютно медитативное состояние. По большому счету, и восточные практики, и джаз — это то состояние, которое ты проводишь через себя. Я вообще считаю, что джаз — это йога чистой воды.

— Вы как будто противопоставляете себя джазовой среде: татуировки, спортивная форма. Чувствуете себя бунтарем?

Я никогда не хотел принадлежать к какой-то группе — социальной, философской, этнической. Я за содружество индивидуальностей. Мне странно, когда люди надевают футболки с изображением джазовых музыкантов и думают, что теперь они принадлежат к сакральному сообществу, в которое не вхожи другие. Мы живем в XXI веке, когда человек может выглядеть, как он хочет, и заниматься, чем он хочет. Раньше все были одинаково плохо одеты, а сейчас все хорошо одеты, но тоже одинаково. А я люблю, когда внешний вид — отражение нашего внутреннего мира.

— У вас скоро планируется концерт в филармонии и выступление на фестивале «Усадьба Jazz». Что это за концерты?

Особенный концерт у меня планируется 1 июня в Московской филармонии. Это первый фестиваль, который сделали я и моя команда. На каждом концерте мы боремся за свою публику. Ты должен не просто удивлять, и ты не можешь каждый раз выводить лошадь на сцену или надевать пионерские шорты. Люди приходят получать эмоции. Если ты дал яркие эмоции — они придут опять. И я стараюсь давать эмоции.

Фестиваль «Усадьба Jazz» в Москве в этом году пройдет уже в 16-й раз, и я выступлю в большом составе Eilenkrig Orchestra в первый день фестиваля на одной сцене с Нино Катамадзе и The Cinematic Orchestra.

— Есть теории о том, что в искусстве все истории уже давно рассказаны. Вы согласны?

Мне вообще кажется, что история одна. Это история про жизнь. Мы рождаемся на вдохе, а умираем на выдохе, а между ними — жизнь.

Олеся Остапчук

Фотография: из личного архива Вадима Эйленкрига

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Театр

Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортер
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
W с книгой W с книгой

Книги о творческих лабораториях театра, полицейских батальонах и кинопрозе

Weekend
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Лестница в небо Лестница в небо

Как помочь новому поколению найти свое место в нашем безумном мире

Men Today
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Токари без кодеров Токари без кодеров

Каких айтишников не хватает промышленности России?

Ведомости
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Открыть в приложении