На что стоит пойти в театр

Русский репортер

Театр

Мнение

«Гроза» под Шнура

 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«И только ты рыба моей мечты, только ты — рыба моей мечты», — тоненьким голосом поет под балалайку советская школьница. Так начинается очередная театральная «Гроза». На сей раз на сцене Театра Наций свою версию хрестоматийного текста предложил худрук ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли. Тут стоит сказать, что за последнюю пару лет на российских сценах — настоящее штормовое предупреждение. «Грозы» гремят в Вахтанговском, в БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Камерном театре Воронежа; впрочем, волновой интерес к определенному тексту в определенный момент времени неудивителен для театра: так несколько лет назад массово зацвели «Вишневые сады».

Изначально Марчелли заявлял «Грозу» как исследование того, почему женщину тянет к одному и не тянет к другому. Для чистоты эксперимента режиссер отдал роль Бориса и Тихона, любовника и мужа Кати Кабановой, одному и тому же актеру, Павлу Чинареву. Одного Катерина должна любить, другого — бояться. В итоге же получился спектакль-экспозиция женских порывов. Писать можно о желаниях любой — хоть Кабанихи, хоть служанки Глаши. Ну а Катерина (ее играет Юлия Пересильд) и вовсе та еще валькирия. В первой сцене, когда все герои выходят на прогулку, она — в платке и пальто, и только туфли такие же, как у остальных обитательниц «темного царства»: на огромной прозрачной платформе и каблуке. Кабаниха же (Анастасия Светлова) здесь настоящая звезда в белом блестящем платье в пол — ну какое же тут темное царство? Она любит своего сына как-то совсем не по-матерински... а тут ходит, точнее, не летает, эта — «как птица».

Собственно, вот и собрались две женщины с невыпущенными парами. Кабаниха, правда, будет периодически «залюбливать» приживал и Тихона. А Катерина и впрямь запорхает по сцене в бесконечном беге, демонстративно и дерзко закурит после прощания с Тихоном — так, что вслед закурят Кабаниха и Варвара; как загулявшая кошка кинется на Бориса; в финале представит цветы на своей могилке и прыгнет в зал собирать букеты: «Это же мне?», а потом словно растворится в своем бесконечном финальном беге по кругу.

Грозагроза
Москва, Театр Наций Режиссер — Евгений Марчелли 26, 27 мая

Петрушевская читает плюс Анданте

Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда Режиссер Федор Павлов-Андриевич
27 мая

На один день позже реального дня рождения Людмила Петрушевская отпразднует день рождения в театре, превратившись в говорящую скульптуру в новой работе собственного сына, режиссера Федора Павлова-Андреевича, и художника Кати Бочавар. Проект «Петрушевская читает» станет продолжением давно придуманного Павловым-Андреевичем «быстрого театра», где на чтение отведено всего-навсего полчаса; правда, впервые читать будет автор. Ну а вторым актом дня рождения Петрушевской станет спектакль «Анданте», в котором нет ни записанного звука, ни реквизита, а вместо декораций — невероятные костюмы, которые актеры носят на себе, словно улитки.

Северный ветер

Москва, МХТ им. А. П. Чехова Режиссер Рената Литвинова
22, 23 мая

«Северный ветер» — тот случай, когда театральную программку стоит купить и непременно сохранить, потому что где еще вы увидите такие строчки: «композитор — Земфира Рамазанова, художник — Георгий Рубчинский». Собственно, остается добавить, что «Северный ветер» — режиссерский и драматургический дебют в театре Ренаты Литвиновой, ставящей, конечно, о смерти и любви. «Это моя первая пьеса, в которой я собрала своих соратников-актеров, музыкантов, художников. И все вместе мы сделали спектакль о Севере, Смерти и Любви — каждый о своей», — говорит Литвинова.

Гардения

Москва, Театр им. Пушкина Режиссер Семен Серзин
25 мая

На небольшую сцену молодой петербуржский режиссер Семен Серзин выводит четырех красавиц-актрис Театра Пушкина, сочиняя по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец невероятно тонкий спектакль, в котором каждая роль — бенефисная. Хованец пишет о четырех поколениях польских женщин. Александра Урсуляк играет самую старшую, прабабку, спившуюся, но не потерявшую шарма, Анастасия Лебедева — ее нелюбимую дочь, выросшую в трудягу-скрягу, Эльмира Мирэль — тоже нелюбимую и тоже пьющую дочь и внучку, а Наталья Рева-Рядинская — самую младшую, любимую дочь и правнучку, сумевшую всех простить и устроить свою жизнь, но так и не научившуюся по-настоящему спорить со старшими.

Речь

Воронеж, Театр драмы им. Кольцова Режиссер Руслан Маликов
17 мая

Образовательный проект «Арт-Лаборатории», придуманный Фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ и компанией «Сибур», выпускает еще один репертуарный спектакль. Работа станет итогом лаборатории документального театра, где студенты театрального факультета Воронежского института искусств под руководством своего мастера, режиссера Руслана Маликова и драматурга Вячеслава Дурненкова займутся исследованием современного русского языка. «Нам кажется, что при помощи слов и суждений мы контролируем ситуацию. Но каждый раз происходит одно и то же: мы тонем в понятийном хаосе, и спасти нас может только чудо — обретение нового языка», — говорит Дурненков об идее спектакля.

Фотографии: Дарья Глобина/ Театр Наций; Центр имени Вс. Мейерхольда; Екатерина Ревенко/renetaletvinovaofficial.ru; Анна Шиганкова/Театр им. Пушкина; Глеб Кузнецов/Фестиваль TERRITORIЯ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История изобретения противозачаточных таблеток, или как женщины получили свободу выбора: фрагмент книги Джонатана Эйга История изобретения противозачаточных таблеток, или как женщины получили свободу выбора: фрагмент книги Джонатана Эйга

Увлекательный рассказ об изобретении противозачаточных таблеток

Esquire
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
«Ким Ир Сен: Вождь по воле случая» «Ким Ир Сен: Вождь по воле случая»

Как будущий правитель КНДР стал партизаном

N+1
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Как устроена young adult-литература: герои, темы и топ-жанры Как устроена young adult-литература: герои, темы и топ-жанры

Чем отличается янг-эдалт от взрослой прозы?

Maxim
«Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру» «Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру»

Андрей Тугарин о нюансах и схемах трансграничных платежей

Монокль
Россия в фарфоре Россия в фарфоре

Истории страны в коллекциях ИФЗ

Weekend
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать Эдуард Илоян: Рынок может сам себя отрегулировать

Генпродюсер YBW — о будущем «Папиных дочек» и стратегии компании

Ведомости
Очень приятный царь Очень приятный царь

Был — панк, стал — царь: Константин Плотников о работе над ролью Петра Первого

СНОБ
Хорошая попытка Хорошая попытка

Из чего рождается «петербургский эффект»?

СНОБ
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы Условия победы в гонке за технологиями: инструменты и подходы

Что необходимо для победы в технологической гонке? Отвечают эксперты и аналитики

ФедералПресс
900 запусков ракет в космос выдержит атмосфера Земли. Далее – разрушение озонового слоя 900 запусков ракет в космос выдержит атмосфера Земли. Далее – разрушение озонового слоя

Сколько запусков ракет происходит ежегодно и как это воздействует на атмосферу?

ТехИнсайдер
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи Издержки профессии: почему у гонщиков Формулы-1 такие большие шеи

Гонщик Формулы-1 — не просто водитель, он настоящий спортсмен

ТехИнсайдер
Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
Открыть в приложении