На что стоит пойти в театр

Русский репортер

Театр

Мнение

«Гроза» под Шнура

 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

«И только ты рыба моей мечты, только ты — рыба моей мечты», — тоненьким голосом поет под балалайку советская школьница. Так начинается очередная театральная «Гроза». На сей раз на сцене Театра Наций свою версию хрестоматийного текста предложил худрук ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли. Тут стоит сказать, что за последнюю пару лет на российских сценах — настоящее штормовое предупреждение. «Грозы» гремят в Вахтанговском, в БДТ им. Г. А. Товстоногова, в Камерном театре Воронежа; впрочем, волновой интерес к определенному тексту в определенный момент времени неудивителен для театра: так несколько лет назад массово зацвели «Вишневые сады».

Изначально Марчелли заявлял «Грозу» как исследование того, почему женщину тянет к одному и не тянет к другому. Для чистоты эксперимента режиссер отдал роль Бориса и Тихона, любовника и мужа Кати Кабановой, одному и тому же актеру, Павлу Чинареву. Одного Катерина должна любить, другого — бояться. В итоге же получился спектакль-экспозиция женских порывов. Писать можно о желаниях любой — хоть Кабанихи, хоть служанки Глаши. Ну а Катерина (ее играет Юлия Пересильд) и вовсе та еще валькирия. В первой сцене, когда все герои выходят на прогулку, она — в платке и пальто, и только туфли такие же, как у остальных обитательниц «темного царства»: на огромной прозрачной платформе и каблуке. Кабаниха же (Анастасия Светлова) здесь настоящая звезда в белом блестящем платье в пол — ну какое же тут темное царство? Она любит своего сына как-то совсем не по-матерински... а тут ходит, точнее, не летает, эта — «как птица».

Собственно, вот и собрались две женщины с невыпущенными парами. Кабаниха, правда, будет периодически «залюбливать» приживал и Тихона. А Катерина и впрямь запорхает по сцене в бесконечном беге, демонстративно и дерзко закурит после прощания с Тихоном — так, что вслед закурят Кабаниха и Варвара; как загулявшая кошка кинется на Бориса; в финале представит цветы на своей могилке и прыгнет в зал собирать букеты: «Это же мне?», а потом словно растворится в своем бесконечном финальном беге по кругу.

Грозагроза
Москва, Театр Наций Режиссер — Евгений Марчелли 26, 27 мая

Петрушевская читает плюс Анданте

Москва, Центр им. Вс. Мейерхольда Режиссер Федор Павлов-Андриевич
27 мая

На один день позже реального дня рождения Людмила Петрушевская отпразднует день рождения в театре, превратившись в говорящую скульптуру в новой работе собственного сына, режиссера Федора Павлова-Андреевича, и художника Кати Бочавар. Проект «Петрушевская читает» станет продолжением давно придуманного Павловым-Андреевичем «быстрого театра», где на чтение отведено всего-навсего полчаса; правда, впервые читать будет автор. Ну а вторым актом дня рождения Петрушевской станет спектакль «Анданте», в котором нет ни записанного звука, ни реквизита, а вместо декораций — невероятные костюмы, которые актеры носят на себе, словно улитки.

Северный ветер

Москва, МХТ им. А. П. Чехова Режиссер Рената Литвинова
22, 23 мая

«Северный ветер» — тот случай, когда театральную программку стоит купить и непременно сохранить, потому что где еще вы увидите такие строчки: «композитор — Земфира Рамазанова, художник — Георгий Рубчинский». Собственно, остается добавить, что «Северный ветер» — режиссерский и драматургический дебют в театре Ренаты Литвиновой, ставящей, конечно, о смерти и любви. «Это моя первая пьеса, в которой я собрала своих соратников-актеров, музыкантов, художников. И все вместе мы сделали спектакль о Севере, Смерти и Любви — каждый о своей», — говорит Литвинова.

Гардения

Москва, Театр им. Пушкина Режиссер Семен Серзин
25 мая

На небольшую сцену молодой петербуржский режиссер Семен Серзин выводит четырех красавиц-актрис Театра Пушкина, сочиняя по пьесе польского драматурга Эльжбеты Хованец невероятно тонкий спектакль, в котором каждая роль — бенефисная. Хованец пишет о четырех поколениях польских женщин. Александра Урсуляк играет самую старшую, прабабку, спившуюся, но не потерявшую шарма, Анастасия Лебедева — ее нелюбимую дочь, выросшую в трудягу-скрягу, Эльмира Мирэль — тоже нелюбимую и тоже пьющую дочь и внучку, а Наталья Рева-Рядинская — самую младшую, любимую дочь и правнучку, сумевшую всех простить и устроить свою жизнь, но так и не научившуюся по-настоящему спорить со старшими.

Речь

Воронеж, Театр драмы им. Кольцова Режиссер Руслан Маликов
17 мая

Образовательный проект «Арт-Лаборатории», придуманный Фестивалем-школой современного искусства TERRITORIЯ и компанией «Сибур», выпускает еще один репертуарный спектакль. Работа станет итогом лаборатории документального театра, где студенты театрального факультета Воронежского института искусств под руководством своего мастера, режиссера Руслана Маликова и драматурга Вячеслава Дурненкова займутся исследованием современного русского языка. «Нам кажется, что при помощи слов и суждений мы контролируем ситуацию. Но каждый раз происходит одно и то же: мы тонем в понятийном хаосе, и спасти нас может только чудо — обретение нового языка», — говорит Дурненков об идее спектакля.

Фотографии: Дарья Глобина/ Театр Наций; Центр имени Вс. Мейерхольда; Екатерина Ревенко/renetaletvinovaofficial.ru; Анна Шиганкова/Театр им. Пушкина; Глеб Кузнецов/Фестиваль TERRITORIЯ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Их университеты. Как заставить учиться тех, кому за 30 Их университеты. Как заставить учиться тех, кому за 30

Образование длиною в жизнь в Европе становится нормой

Forbes
Гидроэлектростанции и азартные игры: как Лас-Вегас стал столицей казино Гидроэлектростанции и азартные игры: как Лас-Вегас стал столицей казино

Как связаны плотина Гувера и Лас-Вегас?

ТехИнсайдер
«Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом «Для души можно в теннис играть»: как иммерсивный театр стал успешным бизнесом

Главные действующие лица иммерсивного театра Москвы — о секретах своего успеха

Forbes
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры Что такое компилятор? Как работает: виды и примеры

Как компилятор помогает человек и компьютеру понять друг друга

Цифровой океан
OpenAI представила мультимодальную генеративную модель GPT-4o OpenAI представила мультимодальную генеративную модель GPT-4o

Компания OpenAI представила мультимодальную генеративную модель GPT-4o

N+1
Как выйти из токсичных отношений с самим собой Как выйти из токсичных отношений с самим собой

Почему мы ругаем себя? Чем отличается самоанализ и самокритика?

Psychologies
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж

Что происходит с продажей женщин в Китае и как женщины борются за свободу?

Forbes
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров Как сделать сайт бесплатно: без программистов и дизайнеров

Как сделать сайт бесплатно, даже если у вас нет никаких навыков в кодинге

CHIP
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
«Конан О'Брайен должен уйти»: почему стоит смотреть тревел-шоу от культового американского комика? «Конан О'Брайен должен уйти»: почему стоит смотреть тревел-шоу от культового американского комика?

Конан О'Брайен ездит по миру, изучает незнакомые культуры и идиотничает

Правила жизни
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров Как навсегда избавиться от запаха в посудомоечной машине: советы профессиональных клинеров

Что делать, чтобы в посудомоечной машине не появлялся неприятный запах?

VOICE
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Ледовая жизнь Арктики Ледовая жизнь Арктики

Мало кто знает, какая разнообразная жизнь скрывается во льдах Арктики

Наука и жизнь
6 признаков того, что в вашем рационе слишком много соли 6 признаков того, что в вашем рационе слишком много соли

Определить, что вы едите слишком много соли, можно по нескольким признакам

ТехИнсайдер
Бэби-бум Бэби-бум

Мечтаете о классическом бэбифейсе?

Собака.ru
Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам» Кристина Кузьмина: «Болезнь научила меня быть счастливой и радоваться мелочам»

О жизни Кристины Кузьминой можно снять захватывающий фильм

Здоровье
«Даааааали!»: абсурдистский фильм о журналистке, которая хочет взять интервью у гения «Даааааали!»: абсурдистский фильм о журналистке, которая хочет взять интервью у гения

«Даааааали!» — фильм, снятый по заветам самого Сальвадора Дали

Forbes
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Что смотреть в выходные: 6 новых фильмов, которые вы могли пропустить Что смотреть в выходные: 6 новых фильмов, которые вы могли пропустить

Собрали шесть ярких фильмов, которые определенно стоят потраченного времени

Правила жизни
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
Моника Вуд «Как читать книги». Глава из романа Моника Вуд «Как читать книги». Глава из романа

Добрый и трогательный роман о важности второго шанса «Как читать книги»

СНОБ
Как окружение влияет на наш успех: 3 типа людей, которых стоит избегать Как окружение влияет на наш успех: 3 типа людей, которых стоит избегать

Как негативные люди влияют на наш успех?

Psychologies
ДКС: двигатель технологической революции в России ДКС: двигатель технологической революции в России

Глава компании ДКС: «Нам нужно постоянно крутить педали — и мы это делаем»

Монокль
Открыть в приложении