Худрук Электротеатра Станиславский о зрительской шизофрении и кафкианском ужасе

GQРепортаж

Режиссер Борис Юхананов: «Я подзаряжаюсь от космоса»

Мы поговорили с худруком Электротеатра Станиславский о зрительской шизофрении, многодневных постановках и кафкианском ужасе.

Дмитрий А. Быков

841537

Пять лет назад в здании Московского драматического театра имени Константина Станиславского после основательной реконструкции открылся Электротеатр Станиславский. Название отдает дань и одному из первых московских кинотеатров (в начале прошлого века их называли электротеатрами), который здесь находился – и своему предшественнику. Электротеатр Станиславский под руководством Бориса Юхананова отмечает 26 января свой первый юбилей.

«Сколько вам нужно на интервью, часа два, три?» – спрашивает меня пресс-атташе театра и, когда я отвечаю, что не больше часа, смеется и рассказывает: накануне приезжало телевидение, корреспондент успел задать один вопрос – и ответ на него занял у худрука два часа. Масштаб и размах – одна из главных особенностей и творческого подхода Бориса Юхананова, который ставит многочасовые, многодневные спектакли (или, как он называет их – проекты). Однако нам удалось уложиться в рекордные 40 минут – и обсудить все самое важное.

Борис Юрьевич, вы известный златоуст, вас называют театральным магом – вы умеете зачаровывать изящностью смысловых конструкций, в которых легко заблудиться и не найти выхода назад. Я бы очень хотел, чтобы мы сегодня попробовали поговорить максимально понятным, простым языком, даже о довольно сложных вещах. Как думаете, получится?

Конечно!

Давайте протестируем вас на явлениях, создателем или соавтором которых вы являетесь. Объясните в двух словах, что такое новая процессуальность.

Это форма существования современного театра, в котором перспектива разворачивающегося спектакля, а точнее сказать, проекта отправлена в эволюцию. То есть со временем он может удивительным образом меняться, оставаясь собой. Вот это и есть новая процессуальность.

Приведите пример.

Ну, например, я на протяжении 10 лет в 1990-е делал проект «Сад». В его основе лежала пьеса Чехова «Вишневый сад». Вот эти изменения при бесконечной перспективе развития, конечно, имеют финал. Но когда мы делаем проект, то нацелены не на финал, а на те правила, которые складываются во время нашей игры. Так вот, на протяжении 10 лет этот проект пережил девять принципиальнейших изменений – в форме, в декорациях, в сценографии, в костюмах, во внутреннем устройстве самого действия. Девять регенераций проекта. В этой глубокой, серьезной, сложной работе, которую мы вели в 1990-е годы, я и обнаружил основные законы нового процессуального искусства.

Очень опасный сейчас задам вопрос – зачем они нужны?

Вы знаете, любое открытие такого или иного рода, любое направление, рождающееся в практике, нужно не только творцам. Им – понятно: есть художественный инстинкт, который ведет творца, художника, театр по определенной, но не до конца известной дороге. Но постепенно она открывается – зрителям, самим творцам – и в этот момент возникают законы. И люди понимают, что это нужно не только им, но и всем тем, кто интересуется красотой мира и его уродством – озарены тем бесполезным интересом, который называется интересом к искусству.

А творцы как это понимают? К ним приходят люди и говорят: спасибо, это-то нам и было нужно?

В театре это выражается реакцией зала. В аплодисментах, в ответной энергии, в радости или в задетости, которые испытывает зритель во время спектакля.

Хорошо, теперь объясните в двух словах, что такое «Параллельное кино».

Оно возникло в середине 1980-х годов вместе с журналом «СИНЕ ФАНТОМ», который был призван освещать неизвестный нам кинематограф.

Вы его выпускали?

Нет, журнал был создан братьями Игорем и Глебом Алейниковыми – вначале как домашний журнал, как самиздат. Тогда это было очень распространено, и свободная мысль находила формы бытования в таких изданиях. А само по себе «Параллельное кино», в первую очередь, можно определить так: это кино, сделанное не на государственные средства. Как направление оно очень разнообразное. Тогда еще существовал андеграунд, и там накопилось много талантливых режиссеров, работавших не в форматах советского стиля. И они на собственные средства, затрачивая собственную жизнь на это – как тогда было не только в кино, но и в рок-музыке – делали фильмы. Не подражательные, не самодеятельные, то есть реализовывавшие большие советские форматы в своих маленьких домах культуры. Нет, это были свободные фильмы. Их делал, в том числе, и я, открывая для себя видеоискусство.

Речь про видеороман «Сумасшедший принц»?

Да-да. И, таким образом, возникло очень разнообразное комьюнити – из людей, не объединенных ни стилем, ни даже взглядом на развитие киноискусства – но объединенных вот этой ситуацией. Тогда это называлось андеграунд.

А сейчас андеграунда нет?

Сейчас, слава богу, нет такого тотального, капсульного давления, отформатированного идеологически, которое бы заставило людей уходить в «подземку».

Когда и как вы решили, что станете режиссером?

Это было во Вьетнаме, мне было пять лет, и я вдруг почувствовал огромную необходимость что-то делать с другими людьми. Мой отец был собственным корреспондентом советского радио и телевидения во Вьетнаме, и мы жили, как положено советским буржуям, на большой вилле, оставшейся в наследство от французской колониальной эпохи. Я собрал наших слуг – вьетнамцы оказались очень подвижными людьми, и я стал с ними что-то делать. Плохо помню, что именно, но что-то такое им бурчал по-русски, будучи пятилетним младенцем, и они исполняли мои указания. Можно сказать, что это был мой первый опыт. А дальше, будучи уже школьником, я от Союза художников ездил в пионерский лагерь «Солнечный» под Тарусой, и там я уже стал серьезно ставить какие-то спектакли. Но понял для себя, что надо освоить актерское искусство, поэтому вначале поступил на актерский факультет, а уже после на режиссуру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело наживное Дело наживное

Почему в современном мире услуги личных тренеров могут стоить вам жизни

GQ
Воздушные фильтры: менять или можно почистить? Воздушные фильтры: менять или можно почистить?

Можно ли восстановить фильтр в пылесосе и сэкономить по покупке нового?

CHIP
Они считали себя плохими: диагноз «аутизм» в зрелом возрасте Они считали себя плохими: диагноз «аутизм» в зрелом возрасте

Многие люди, страдающие аутизмом, всю жизнь считали себя плохим

Psychologies
11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google 11-летняя программистка — о школе, своей компании и Google

К 11 годам Самайра Мехта стала автором обучающих игр

РБК
С чего начать слушать джаз С чего начать слушать джаз

Современный человек отказывает себе в джазе потому, что не знает, с чего начать

Maxim
«Никогда не покажу свои дочерям, что я в чем-то не уверена». Почему Марла Соколофф бросила актерство и стала режиссером «Никогда не покажу свои дочерям, что я в чем-то не уверена». Почему Марла Соколофф бросила актерство и стала режиссером

Актрису Марлу Соколофф не устраивали роли, которые ей предлагали

Forbes
Лайфхак на $800 млн: как два школьных друга создали «будущего единорога» на борьбе с бумажной волокитой Лайфхак на $800 млн: как два школьных друга создали «будущего единорога» на борьбе с бумажной волокитой

Стартап, который поможет небольшим компаниям забыть об отчетах о расходах

Forbes
Проспект Мира сегодня и почти 100 лет назад: дорога с историей Проспект Мира сегодня и почти 100 лет назад: дорога с историей

Прогуляться по Москве середины XX века не желаете?

Популярная механика
«Конец культуры бонусов»: Bloomberg рассказал, как роботы лишили финансистов Уолл-стрит доходов «Конец культуры бонусов»: Bloomberg рассказал, как роботы лишили финансистов Уолл-стрит доходов

Культура выплаты крупных бонусов финансистам с Уолл-стрит умирает

Forbes
Валентин Кузнецов: Как поколение Z меняет офлайн-магазины и почему ритейлу это понравится Валентин Кузнецов: Как поколение Z меняет офлайн-магазины и почему ритейлу это понравится

Какие предпочтения у поколения Z и почему их тянет в офлайн-магазины?

СНОБ
Костры амбиций Костры амбиций

У нашего поколения появился новый главный враг — эмоциональное выгорание

GQ
Луис Альберто Урреа — финалист Пулитцеровской премии, написавший роман про большую мексиканскую семью, проживающую в США. Публикуем его фрагмент Луис Альберто Урреа — финалист Пулитцеровской премии, написавший роман про большую мексиканскую семью, проживающую в США. Публикуем его фрагмент

Чтение Esquire: роман Луиса Альберто Урреа «Дом падших ангелов»

Esquire
Просто красавица Просто красавица

Тина Кунаки — о преимуществах брака с Венсаном Касселем и роли соцсетей в мире

Tatler
«Он не зазнавшийся говнюк»: Юлия Снигирь — о Джуде Лоу и о том, как она попала на съемочную площадку «Нового папы» Соррентино «Он не зазнавшийся говнюк»: Юлия Снигирь — о Джуде Лоу и о том, как она попала на съемочную площадку «Нового папы» Соррентино

Как дочь телефонистки и тренера по шахматам попала к Паоло Соррентино

Esquire
Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот» Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот»

Продукция комбината присутствует на полках федеральных ретейлеров

Forbes
Спиртакиада: ещё 11 алкогольных игр Спиртакиада: ещё 11 алкогольных игр

Кавалькада шумных, курьезных и пьяных забав

Maxim
Почему нам стоит отказаться от геля-лака: 4 главные причины Почему нам стоит отказаться от геля-лака: 4 главные причины

Как гель-лак может влиять на наше здоровье и окружающую среду

Cosmopolitan
Не для слабонервных: 10 самых омерзительных блюд в мире Не для слабонервных: 10 самых омерзительных блюд в мире

Самые кошмарные национальные блюда, которыми можно напугать до чертиков

Cosmopolitan
Какое подогреватель двигателя лучше поставить на автомобиль? Какое подогреватель двигателя лучше поставить на автомобиль?

Какие бывают подогреватели двигателя и как их правильно выбрать

CHIP
Как начать новый год правильно? Как начать новый год правильно?

Оказывается, мы сами не пускаем перемены в нашу жизнь

Cosmopolitan
Итальяно веро Итальяно веро

О том, как итальянский дизайн покорил весь мир в ХХ столетии

AD
Наталия Орейро: С каждым годом я становлюсь лучше Наталия Орейро: С каждым годом я становлюсь лучше

Больше всего Наталия ценит свободу, но ее жизнь расписана на несколько лет

Добрые советы
Как искусственный интеллект изменит психиатрию Как искусственный интеллект изменит психиатрию

Ученые разрабатывают приложения для помощи психиатрам и их пациентам

Psychologies
Лестница в небо Лестница в небо

Разговор с одним из тех, кто взглянул смерти в глаза

GQ
Как пенис меняется с годами: 5 метаморфоз, с которыми ты можешь столкнуться Как пенис меняется с годами: 5 метаморфоз, с которыми ты можешь столкнуться

Какие-то изменения полового члена можно избежать, а какие-то неминуемы

Playboy
Меч викингов Меч викингов

Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механика
Правительство цифровизации Правительство цифровизации

Будет ли в госполитике место живому человеку

Русский репортер
Апокалипсис, которого не было: чем проблема 2000 года оказалась полезна для цивилизации Апокалипсис, которого не было: чем проблема 2000 года оказалась полезна для цивилизации

Истерия из-за компьютерного кризиса 2000 года и ее положительные последствия

Forbes
Как специалист по инвестициям и бывшая модель основали бренд удобной косметики Как специалист по инвестициям и бывшая модель основали бренд удобной косметики

Они разработали средства, которые выполняют сразу несколько функций

Forbes
Внутренняя красота Внутренняя красота

Совершенно простой дом в Майами с обширной коллекцией арт-объектов

AD
Открыть в приложении