Революция дилетантов: как дерматолог и юрист устроили Кубинскую революцию
Тот случай, когда маленькая компания интеллигентов, у которых, казалось бы, сил, средств и опыта хватало лишь на рассуждения о политике, изменила жизнь целой страны
Молодой врач-дерматолог приехал в Мексику из Гватемалы, но выговор выдавал в нем аргентинца, особенно характерное «Че!» — словечко, которое в зависимости от контекста могло означать: «Эй!», «Парень», «Друг», «Привет», «Черт побери!», «Это невозможно!», «Что случилось?». Так его и прозвали впоследствии новые друзья — Че.
Июльским вечером 1955 года в Мехико в доме гостеприимной кубинки сеньоры Гонсалес Эрнесто Гевара наконец-то познакомился с другим политэмигрантом, о котором был наслышан, — 28-летним юристом из Гаваны по имени Фидель Кастро Рус.
Первый спор завязался о международной политике, и два интеллектуала не заметили, как проговорили десять часов кряду. Фидель Кастро собирался вернуться на Кубу с вооруженным отрядом, начать партизанскую войну против диктатора Фульхенсио Батисты и постепенно поднять на борьбу всю страну.
Эрнесто Гевара, мечтавший проявить себя в боях против тирании, поддержал нового друга, хотя план революции силами горстки политических ссыльных и казался ему утопией. Одна такая отчаянная операция — штурм казарм Монкада, организованный 26 июля 1953 года неопытной молодежью во главе с Фиделем, — уже закончилась провалом. Однако выжившие и освобожденные по амнистии участники акции сдаваться не собирались.
Туспан
Президент Батиста, против которого собрались воевать молодые оппозиционеры, в отличие от них имел богатый опыт насильственной смены власти. В 1933 году честолюбивый военный был главным вдохновителем «переворота сержантов», свергнувших правительство. Возглавив Генштаб, сменил нескольких марионеточных президентов; четыре года занимал пост главы государства сам. Затем, пропустив предписанные Конституцией два срока, в 1952 году собрался принять участие в выборах, но, когда убедился, что шансов на победу у него мало, снова организовал переворот. Пробыв у власти два года как временный президент, все-таки устроил выборы, на которых при 30-процентной явке победил единственного соперника, снявшего свою кандидатуру прямо перед началом голосования.
«Этот молодой человек рассказывал мне о том, что надеется победить Батисту во время предстоящей высадки на Кубу, которую планировал осуществить со своими людьми. Он говорил: „Когда сюда прибудут люди“ и „Когда у меня появятся деньги на их покупку“ (то есть судов), это означало, что у него не было ни людей, ни денег… Ну разве это было не смешно? Разве это не походило на детскую забаву?» #потерялиберега. Альберто Байо, поэт, ветеран гражданской войны в Испании, инструктор отряда Фиделя Кастро
«Иду лбом на стену; но стоит умереть на иностранном пляже за такой чистый идеал» #потерялиберега. Эрнесто Гевара
Опираясь на армию и поддержку США, генерал Батиста не боялся всеобщего недовольства. Протесты выскочек вроде братьев Кастро (и что им неймется, детям богатых родителей?) легко подавлялись силой оружия.
Недовольные таким положением дел кубинцы начали съезжаться в Мексику, пополняя ряды сторонников Фиделя. Деньги на революцию пожертвовал даже свергнутый Батистой президент Карлос Прио Сокаррас.
Полковник Байо под видом уроков английского языка проводил для будущих участников экспедиции ускоренный курс партизанской войны. Парни учились стрелять, читать карту, маскироваться, метать гранаты и изготавливать взрывчатку. За подбор кадров отвечал Че, забросивший ради подготовки к экспедиции научные исследования и работу над книгой «Роль врача в Латинской Америке».