Hydra
Робототехнические инсталляции, цифровой луг и «моллюски» из переработанного пластика: Ольга Вад и Лидия Гуменюк выступили кураторами глобального проекта «Hydra: Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности»: выставку в «Севкабель Порту» посетило около 80 000 человек! Куратор Лизавета Матвеева обсудила с Ольгой и Лидией, как доходчиво говорить об экологии, кому нужны такие инициативы и какие проекты уместны сегодня.
Как появился проект? И почему вынесли слово «Тревожность» в название?
Ольга: Проект родился в коллаборации с «Севкабель Портом» из идеи сделать выставку про экологию, но сделать ее нестандартно, и из желания показать в России инсталляции, которые уже давно пора привезти. В частности, работу, которая была, можно сказать, хедлайнером выставки — это канадские художники Light Society и проект Whispers. Масштабная работа высотой более 6 метров, использующая реальные авиационные двигатели, которые генерируют ветер такой силы, что буквально сбивает зрителя с ног. Кроме того, Light Society делали визуальный ряд для Мадонны и Nine Inch Nails. Мы были уверены, что он надолго запомнится публике.
Лидия: Мы все привыкли исходить из позиции, что человек обладает фактически божественной силой и может поменять что-то в природе в плохую или в хорошую сторону. Наша задача была показать, что мы неспособны все контролировать. А тревога обычно возникает от потери чувства контроля. Природа сама умеет меняться и приспосабливаться. Так что сейчас вопрос экологии — это скорее вопрос выживания человеческого вида и его экосистемы. Мы хотели снять у человека его ощущение контроля и вернуть к антропоцентричности, но не в положении творца, а в положении того, кто находится сейчас, условно говоря, под прицелом.
Как тема экологии сейчас воплощается в российском искусстве?
Ольга: У нас это менее развито. Небольшое арт-комьюнити, меньшая осведомленность об экоповестке, фокус внимания сосредоточен больше на общефилософских и меньше на социально-политических вопросах, слабо развитая институциональная поддержка и арт-рынок. Нам хотелось большего присутствия российских художников, но мы делали фокус на эмоциональной вовлеченности зрителя, чтобы на выставке были не только исследовательские, сложные для восприятия проекты. Была необходима легкая точка входа, и очень часто это масштаб, спектакулярный формат высказывания и эффектные технологии. У российских художников часто нет возможности уделять достаточное время на исследование и доводить свои идеи до таких масштабов. Но мы очень рады, что получилось включить работы российских художников высочайшего уровня. Проект «Керосиновые хроники. Гриб» арт-группа «Куда бегут собаки», работающая в области art & science, придумала специально для Hydra. Это робототехническая инсталляция, работающая на авиационном керосине, зараженном грибком, об организмах, которые выигрывают от антиэкологичной деятельности человека, и о будущем коммуникации между человеком и машиной. Инсталляция