Как в сложившихся реалиях дать «инновационный отпор» вызовам VUCA-мира

РБКБизнес

Валерия Власова: «Пандемия и кризис не проходят бесследно»

Как в сложившихся реалиях дать «инновационный отпор» вызовам VUCA-мира

Беседовала Елена Кривицкая

Валерия Власова, заведующая отделом исследований инноваций Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Фото: Александра Травайе

Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представили новое издание ежегодной серии «Индикаторы инновационной деятельности», которую выпускают совместно с Минэкономразвития России и Росстатом на протяжении более чем 15 лет.

Валерия Власова, один из авторов исследования, рассказала РБК о ключевых индикаторах, отражающих текущее состояние и потенциал развития инноваций в экономике страны, а также поделилась своим мнением о том, что будет с инновациями в России в новой реальности.

«Вопрос ресурсов и конкурентной среды»

РБК: Как вы оцениваете инновационную деятельность в России в первый кризисный год, начавшийся с глобальной пандемии?

В.В.: Пандемия COVID-19 стала своеобразным стресс-тестом для российского бизнеса и способствовала росту его восприимчивости к инновациям. По итогам 2020 года инновационную деятельность осуществляли 10,8% организаций — субъектов среднего и крупного бизнеса (плюс 1,7 п.п. по сравнению с 2019 годом). Объем их инвестиций в инновации превысил 2,1 трлн руб. (плюс 8,2% в постоянных ценах), и, несмотря на снижение внутреннего спроса, отдача от них остается сравнительно высокой: на 1 руб. затрат приходится 2,4 руб. инновационной продукции.

Наиболее чувствительными к изменению экономической обстановки оказались предприятия добывающих отраслей и занятые обеспечением электроэнергией, газом и паром: на фоне карантинных ограничений они сократили выпуск инновационной продукции на 27,4 и 70,4% соответственно.

РБК: Какие сферы начали активнее развиваться?

В.В.: Позитивные тренды в наращивании и реализации инновационного потенциала наблюдались практически во всех отраслях промышленного производства и сферы услуг. Наибольший рост инновационной активности зафиксирован в секторах, связанных с деятельностью в области информационных технологий (двукратный рост: 10,2 против 5,5% в 2019 году), здравоохранения (8,6 против 5,3%) и разработки программного обеспечения (13,2 против 11,1%). В связи с повышением интереса к медицинским технологиям и соответствующим притоком инвестиций лидерами по наращиванию объемов инвестиций в инновации в 2020 году стали производители лекарственных средств (рост в 2,7 раза) и организации сферы здравоохранения (плюс 91,3%).

РБК: По итогам 2020 года какие индустрии можно назвать самыми инновационными?

В.В.: Я бы отметила производство летательных и космических аппаратов, медицинской техники и автомобилей, то есть традиционный хай-тек. Их показатели удельного веса инновационной продукции превышают средний уровень в таких ведущих европейских странах, как Бельгия (15,7%), Австрия (14,9%) или Германия (14,7%).

РБК: Показатели инновационной деятельности организаций как-то отличаются в разных регионах или они относительно ровные по всей России?

В.В.: В 2020 году положительная динамика инновационного развития зафиксирована во всех федеральных округах страны. Однако неудивительно, что лидерами по интенсивности создания, внедрения и практического использования результатов инновационной деятельности стали финансово-экономические центры страны и регионы с диверсифицированной экономикой.

РБК: Почему так происходит?

В.В.: Это вопрос и ресурсов, и высококонкурентной среды. Традиционно инновационный потенциал региона определяет наличие человеческого и финансового капитала, передовой инфраструктуры, мощного научно-образовательного комплекса, а также развитая экосистема поддержки всех участников инновационной деятельности.

РБК: Можете назвать наиболее инновационные регионы?

В.В.: Наибольшее число инновационно активных организаций сосредоточено в Центральном и Приволжском федеральных округах: на них приходится более 66% всех инвестиций в инновации и 63% инновационной продукции, произведенной в России в 2020 году. Среди субъектов Российской Федерации лидерами по уровню инновационной активности зарекомендовали себя республики Башкортостан (25,1%), Татарстан (24,9%) и Мордовия (20,4%). Традиционно высокие показатели зафиксированы в крупнейших городах страны — в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Томской области. Эти регионы отличает высокий научный потенциал, развитая политика поддержки инноваций и интенсивное формирование научно-производственных кластеров в энергетике, химии, машиностроении и ряде других отраслей.

«Адаптация к новым экономическим реалиям»

РБК: Новая реальность уже успела повлиять на инновационную деятельность?

В.В.: Сейчас мы наблюдаем глобальную перестройку бизнес-процессов. Российские компании уже более двух лет вынуждены существовать в условиях высокой неопределенности: деловая среда для инновационного развития существенно изменилась. Бизнес вынужден адаптироваться к новым экономическим реалиям: перестройке глобальных цепочек производства и поставок, потере традиционных рынков сбыта, закрытию доступа к международному рынку капитала, ограничениям на импорт технологий, оборудования и комплектующих, высокой волатильности на финансовых и товарных рынках.

РБК: Можно ли извлечь из этой ситуации какие-то положительные моменты?

В.В.: Запускаемый внешними шоками процесс структурной трансформации экономики часто сопровождается ростом инновационной активности в ряде отраслей. Традиционно устойчивость к кризисным явлениям демонстрирует крупный высокотехнологичный бизнес. Наличие у таких предприятий собственных компетенций в исследованиях и разработках и развитых партнерских сетей с наукой позволяет им в сравнительно быстрые сроки создавать принципиально новые товары и услуги и внедрять их на рынок. Высоким инновационным потенциалом обладает также малый и средний бизнес. Он сравнительно более гибок, адаптивен, быстрее принимает решения и менее зарегулирован.

РБК: То есть прогнозы хорошие?

В.В.: Ответ российского бизнеса на последствия пандемии (рост объемов инновационных затрат, результативности инноваций) позволяет ожидать увеличения инновационной активности организаций. Однако в текущих реалиях возможность дать «инновационный отпор» будет во многом зависеть от эффективности реализации государственной политики в сфере инноваций: наличия системы комплементарных, согласованных мер поддержки, направленных на достижение национальных стратегических приоритетов.

РБК: Что еще может помешать развитию инновационной деятельности?

В.В.: В России она осуществляется преимущественно за счет собственных средств предприятий (в структуре затрат их доля составляет 55,3%). Поэтому в условиях жестких экономических ограничений (недополученная прибыль, возросшая долговая нагрузка и др.) компании столкнутся с барьерами для реализации крупных инновационных проектов, связанных с отложенными результатами, высокими затратами и рисками. Так, в 2020 году каждая четвертая компания (25,7%) отмечала недостаток собственных финансовых ресурсов в качестве значимого барьера для инноваций.

Другим сдерживающим фактором для развития инноваций выступают слабые и неустойчивые связи между реальным сектором экономики и наукой, которые сопровождаются в целом ограниченным интересом российского бизнеса к исследованиям и разработкам (в 2020 году затраты на их выполнение осуществляли лишь 2,5% предприятий). Это, в свою очередь, снижает способность компаний производить продукцию высокого уровня новизны: доля принципиально новой для глобального рынка инновационной продукции всего 0,2% в общем объеме продаж, новой для российского рынка — 0,9%.

Топ-10 выводов

Из исследования «Индикаторы инновационной деятельности 2022»*

1. Положительный эффект последствий пандемии на инновационную активность зафиксирован практически во всех секторах российской экономики. Уровень инновационной активности компаний в промышленности достиг 16,2% (в 2019 году — 15,1%), в секторах услуг, связанных с деятельностью в области телекоммуникаций и ИТ, — 12,2% (против 9,8% годом ранее), в здравоохранении — 8,6% (против 5,3%), в сельском хозяйстве — 6,6% (против 4,2%).

2. Фактический объем инновационной продукции, произведенной в России в 2020 году, увеличился на 5,7% (в постоянных ценах) относительно 2019 года и составил 5,2 трлн руб. Основной прирост обеспечивают организации сферы услуг (плюс 22%): объем новых и усовершенствованных товаров и услуг в области транспортировки и хранения возрос в 2,6 раза, в сфере здравоохранения — в 1,8 раза.

3. Рост абсолютной величины затрат на инновации привел к повышению их интенсивности, то есть доли в общем объеме продаж: в 2020 году она составила 2,3% (в 2019 году — 2,1%), что позволило России закрепиться в топ-10 европейских стран по данному показателю.

4. Развитие инноваций на собственные средства предприятий стало, наверное, основным трендом года: в структуре затрат они составляют 55,3%. Совокупная бюджетная поддержка, увеличившись в 2020 году более чем на 10%, обеспечивает лишь порядка четверти затрат на инновации.

5. Опора компаний на собственные силы при реализации большинства инноваций или внедрение решений, созданных другими организациями. Поэтому ключевыми факторами, препятствующими развитию инноваций в стране, для организаций выступают высокая стоимость нововведений и недостаток собственных финансовых ресурсов (в качестве ключевых барьеров для инноваций их указали 27,1 и 25,7% организаций соответственно).

6. Ограниченный интерес российского бизнеса к исследованиям и разработкам: в целом затраты на их выполнение осуществляли лишь 2,5% предприятий. При этом доля таких организаций среди имевших затраты на инновационную деятельность существенно выше — 36,8%.

7. Преимущественная ориентация на создание продуктовых инноваций, связанных с внедрением на рынок новых продуктов и услуг. В течение последних трех лет их завершили 68,4% инновационных организаций.

8. Пандемия и кризис не прошли бесследно. Воздействие сдерживающих факторов привело к тому, что в 2020 году у 5,4% организаций инновационная деятельность была серьезно задержана, у 5% остановлена и у 5,6% даже не начата.

9. Невысокий уровень новизны выпускаемой инновационной продукции, заметное отставание от многих зарубежных стран. Предприятия в основном выпускают товары и услуги, новые для организации, но уже известные на рынках (2,1% в общем объеме продаж). Доля принципиально новой для глобального рынка инновационной продукции — всего 0,2%, новой для российского рынка — 0,9%.

10. Слабая кооперация при разработке и внедрении инноваций. В 2020 году в кооперационных связях с внешними партнерами участвовали менее трети (28,1%) организаций, осуществлявших продуктовые и процессные инновации. К совместным проектам по выполнению исследований и разработок внешних партнеров привлекали 17% инновационных компаний.

*Оценка проводилась по итогам 2020 года

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций? Ольга Еремина: Есть ли жизнь после санкций?

Кейсы стран, сумевших перестроиться вопреки ограничениям и запретам

РБК
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Правила долголетия Правила долголетия

Результаты крупнейшего исследования долгожителей

kiozk originals
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Кто такие зомби Кто такие зомби

Эволюция от послушных рабов к агрессивной нежити

Вокруг света
В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя В Белизе обнаружили гробницу майяского правителя

Что археологи обнаружили в царском захоронении древних майя

N+1
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках Реки крови и гречишный шоколад: как выигрывать конкурентную борьбу на «алых» рынках

Как российская компания может добавить значимых отличий своему ассортименту

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений Что такое калланетика и помогает ли она похудеть: 9 упражнений

Эффективный комплекс упражнений для укрепления мышц, которые можно делать дома

РБК
Погружной или стационарный блендер: какой выбрать Погружной или стационарный блендер: какой выбрать

Сравниваем плюсы и минусы погружного и стационарного блендера

CHIP
Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов Андрей Борисов: Театр – это эссенция жизни, субстрат смыслов

Гендиректор МАМТа — о миссии театра, лидерстве и ценностях для нового поколения

Ведомости
Люди, традиции, поговорки и преступления Люди, традиции, поговорки и преступления

Из чего Льюис Кэрролл создал «Алису в Стране чудес»

Weekend
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему

Почему кошки перед сном чаще всего заваливаются на левый бок?

ТехИнсайдер
«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии Базальты с обратной стороны Луны возникли из истощенной мантии

Источником базальтов, добытых станцией «Чанъэ-6», была мантия из слоев Луны

N+1
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Открыть в приложении