Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

РБКБизнес

Курс на груз

Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

Автор: Артём Кореняко

Авиагруппа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина вошла в сотню крупнейших компаний России по версии РБК. Подняться в рейтинге сразу на 45 позиций перевозчику помог рынок, растущий на фоне разрыва наземных и морских логистических цепочек из-за COVID-19.

Несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, повлиявшую на перемещение людей и грузов, в первой сотне рейтинга РБК 500 по итогам 2020 года по-прежнему находятся четыре компании, связанные с транспортировкой:

  • на пятом месте, как и в 2019 году, расположились «Российские железные дороги»;
  • на 14-м месте — «Транснефть», которая опустилась на одну позицию;
  • 51-е место занял «Аэрофлот» — это на 29 позиций ниже, чем годом ранее;
  • 92-е место впервые заняла группа «Волга-Днепр», ведущий игрок на рынке грузовых авиаперевозок — тут сразу плюс 45 позиций.

По итогам 2019 года 70-е место в рейтинге занимала крупнейшая частная пассажирская авиакомпания S7, подконтрольная семье Владислава Филева. Но в нынешнем списке РБК 500 она потеряла 80 позиций и оказалась на 150-м месте.

Почему грузовые перевозки растут в пандемию

Улучшение позиций грузовой «Волга-Днепр» в рейтинге РБК 500 на фоне ухудшения у других авиакомпаний отражает происходящее с воздушным транспортом. В 2020 году, по данным Росавиации, пассажирооборот и пассажиропоток российских авиакомпаний снизились на 52,5% (до 153 млн пассажирокилометров) и 46% (до 69 млн человек) соответственно. При этом грузооборот сократился лишь на 3,7%, до 7 млрд тонно-километров. А объем перевозки почты и грузов и вовсе вырос на 2,3% и достиг 1,17 млн т.

Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. (по РСБУ) против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. При этом совокупная чистая прибыль основных грузовых авиакомпаний страны достигла 50 млрд руб. против 6 млрд руб. убытка в 2019 году.

«Грузовые авиаперевозки переживают кризис лучше, чем пассажирские. Для многих авиакомпаний в 2020 году перевозка грузов стала жизненно важным источником доходов, несмотря на ослабление спроса», — говорил в феврале 2021 года Александр де Жюньяк, занимавший в тот момент пост главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; среди ее членов — «Аэрофлот», S7 и «Волга-Днепр»).

В 2021 году пассажирская авиация не восстановила объем перевозок: в январе—августе пассажирооборот и пассажиропоток авиакомпаний был меньше на 30% (составил 151,4 млн п-км) и 17,5% (71,2 млн человек) соответственно к аналогичному периоду 2019 года. Зато грузооборот авиакомпаний вырос на 21%, до 5,7 млрд т-км, грузопоток — на 28%, до 926,7 тыс. т. Новый глава IATA Вилли Уолш (руководит ассоциацией с апреля 2021 года) заявил, что август был «сильным месяцем» для грузовой авиации, так как спрос на такие перевозки вырос на 7,7% (в грузовых тоннокилометрах) по сравнению с уровнем до пандемии COVID-19.

По словам Уолша, в конце 2021 года ситуация для грузовой авиации может быть еще лучше. «Международные [пассажирские] перевозки все еще находятся в тяжелом состоянии, а пассажирских самолетов для перевозки грузов предлагается все меньше. И узких мест в цепочке поставок может стать больше по мере того, как предприятия будут продолжать наращивать производство», — предупредил он.

Авиационные грузоперевозки стали одним из бенефициаров пандемии, замечает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Сейчас положительное влияние на них оказывает сближение ставки морского фрахта (из-за нестабильности контейнерных линий) с уровнем цен на авиаперевозки, считает она.

«В настоящий момент разница в стоимости транспортировки по морю и авиаперевозок минимальная за всю историю, поэтому часть наших клиентов выбирают перевозку грузов на самолетах», — говорил ранее в интервью РБК главный исполнительный директор авиакомпании Finnair Топи Маннер. Разница между морскими перевозками грузов и авиаперевозками грузов между Европой и Азией (Finnair специализируется на таких перелетах) составляет около $5 за 1 кг, уточнял источник, близкий к одному из операторов морских перевозок.

В условиях взрывного повышения стоимости морских контейнерных перевозок все альтернативные виды транспорта демонстрируют рост, на авиатранспорт перешли компактные грузы с высокой стоимостью, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ключевым драйвером роста воздушных грузовых перевозок он считает онлайн-торговлю, как трансграничную, так и внутреннюю (в основном доставку на Дальний Восток). «В авиаперевозках появились тяжелые грузы, комплектующие, запчасти, ранее перевозимые морем. Возросла доля продуктов питания для снабжения торговых сетей, регулярными стали отправки достаточно крупного медоборудования», — добавили в пресс-службе «Аэрофлота».

Рост спроса на экспресс-доставку внутри России и потребность в ускорении доставки из Китая будут стимулировать рост авиаперевозок грузов во внутрироссийском и международном сообщении как минимум в горизонте 2022–2023 годов, полагает Бурмистров. Динамика грузового рынка будет напрямую связана со снятием ограничений на международные пассажирские авиаперевозки, добавляет Юрова. Рыночные условия будут благоприятными для грузовых авиаперевозчиков до окончания действия пандемии и полноценного восстановления международных пассажирских рейсов, соглашается гендиректор S7 Cargo Илья Ярославцев. По оценкам экспертов, этот период продлится до 2024 года, уточнил он.

Как возник лидер на этом рынке

Более половины российского рынка авиационных грузоперевозок занимают авиакомпании группы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина — AirBridgeCargo, «Атран» и одноименная «Волга-Днепр». В январе—августе 2021 года на долю этих трех компаний пришлось 51% грузопотока и 68% грузооборота. На них пришлось 95% чистой прибыли (по РСБУ) основных грузовых авиакомпаний.

Компания «Волга-Днепр» была создана в 1990 году в Ульяновске, где недалеко от берега Волги находится авиазавод, который тогда серийно производил четырехдвигательные грузовые самолеты Ан-124 «Руслан», сконструированные бюро имени Антонова в Киеве. Двигатели для этих воздушных судов производило запорожское предприятие «Прогресс». Через Киев и Запорожье протекает Днепр. Из имен двух рек, Волги и Днепра, и составили имя перевозчика. Первыми акционерами «Волга-Днепр» стали ульяновский авиазавод, поставщик моторов из Запорожья, а также конструкторское бюро и еще один авиазавод из Киева. Председателем правления «Волга-Днепр» избрали Исайкина.

В августе 1991 года в авиакомпанию поступил первый Ан-124. Именно благодаря адаптации этих самолетов для коммерческих полетов «Волга-Днепр» создала нишу для перевозки по воздуху грузов массой до 120 т на предельно большие расстояния. «В сегменте перевозок уникальных негабаритных и сверхтяжелых грузов наличие самолета «Руслан» в свое время открыло возможность создать рынок, которого раньше практически не существовало, и тут все было просто: у кого был самолет, тот и предложил услугу», — говорит исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Важной особенностью перевозчика стала его ориентация на глобальный рынок. В 1991 году «Волга-Днепр» совместно с британской авиакомпанией HeavyLift Cargo Airlines зарегистрировала совместное предприятие для продвижения самолета «Руслан» на международной арене. В 1992 году «Волга-Днепр» перевезла первый по-настоящему уникальный груз, потребовавший проектирования и изготовления специальной оснастки: две газовые турбины по 40 т каждая были доставлены одним рейсом из Бельгии в Аргентину. Тогда же перевозчик вступил в IATA.

В 2000-е годы менеджмент «Волга-Днепр» создал крупнейшую ныне грузовую авиакомпанию России AirBridgeCargo с дальнемагистральными самолетами Boeing 747. Сейчас у перевозчика 18 машин, среди них 14 B-747 и один B-777. В 2011 году в группу вошла третья российская грузовая авиакомпания «Атран», летавшая до этого на советских самолетах. Сейчас во флоте этого перевозчика девять среднемагистральных Boeing 737. В парке авиакомпании «Волга-Днепр» девять Ан-124 и четыре Ил-76.

Группа попала в сотню крупнейших компаний России РБК 500 за счет роста выручки в 2020 году на 56,4%, до 167,5 млрд руб. При этом ее чистый финансовый долг составил $3,3 млрд, что на 67% больше, чем в 2019 году. Отлаженные бизнес-процессы, связи с грузоотправителями и наличие разрешений на международные полеты — это те факторы, которые позволили в условиях пандемии быстро и эффективно конвертировать флот грузовых самолетов в высокие производственные и финансовые результаты, отмечает Пантелеев. По его словам, в самые тяжелые месяцы 2020 года, когда провозных емкостей не хватало, а спрос на перевозку средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) из Китая зашкаливал, ставка за тонну груза была столь высокой, что его можно было возить с выгодой даже на «Русланах».

Высокие цены на грузовые перевозки сохраняются и в 2021 году. Так, индекс Baltic Exchange Air Freight Index по маршруту Азия — Северная Америка в конце сентября достиг рекордного уровня — 4272 пункта, предыдущий рекорд в 3975 пунктов был в мае 2020 года. Близки к максимумам, достигнутым в 2020 году, цены на грузоперевозку между Азией и Европой, Европой и Северной Америкой, говорит Юрова. «Учитывая сохранение повышательного ценового тренда на рынке грузовых авиаперевозок, дальнейший рост финансового результата группы «Волга-Днепр» вполне вероятен», — считает она. В пресс-службе группы отказались от комментариев.

Как пассажирские авиакомпании конкурируют с «Волга-Днепр»

До пандемии доля группы «Волга-Днепр» в грузопотоке и грузообороте была еще выше, чем сейчас, — 52 и 74% соответственно. Кроме нее перевозки грузов наращивают российские пассажирские авиакомпании. В январе—августе 2021 года грузопоток «Аэрофлота» вырос на 8%, S7 — на 20,1%, «России» (входит в группу «Аэрофлот») — на 49,5%, Azur Air — на 105,7%, Nordwind — на 154,7%.

Но в целом авиакомпаний, получивших разрешение на перевозку грузов в пассажирской кабине, стало меньше. В марте 2021 года таких перевозчиков было 13, говорил руководитель Росавиации Александр Нерадько. К началу октября их число сократилось до девяти, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Среди авиакомпаний, которые намерены использовать салоны пассажирских самолетов для перевозки грузов, — «Россия». Для этого она собиралась задействовать один-два Boeing 777 в октябре, а затем увеличить их число до трех-четырех. Начальник отдела грузовых перевозок «России» Алексей Табаков сообщил РБК, что основной стимул для работы на этом рынке — высокие тарифы на перевозку грузов и стоимость фрахта самолета из Китая в Европу и в обратную сторону.

«Пока не закончится пандемия, будет постоянный спрос на перевозку [самолетами] медицинского оборудования», — сказал РБК первый заместитель гендиректора Azur Air Шухрат Ибодов. По его словам, после окончания пандемии начнется падение спроса, но многие клиенты успеют оценить преимущества авиации, что позволит удерживать показатели грузоперевозок выше, чем в допандемийное время.

«Волга-Днепр» — сильный игрок, и конкурировать с ним в полном объеме невозможно, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Грузовые перевозки — это сложный бизнес, в котором кроме парка самолетов нужны выстроенные отношения с грузоотправителями и наличие коммерческих прав на регулярные перевозки, которых почти нет у конкурентов группы Исайкина.

Чем известен Алексей Исайкин

Алексей Исайкин начал карьеру в конце 1970-х годов с должности экономиста Военно-воздушных сил (ВВС) на заводе в Улан-Удэ, осуществляя контроль за стоимостью авиатехники. В конце 1980-х отвечал за реализацию госзаказа самолетов Ан-124 для военно-транспортной авиации на заводе в Ульяновске. После решения правительства о закрытии программы госфинансирования и серийного производства этого самолета Исайкин завершил свою военную карьеру в звании подполковника и в 1989 году возглавил инициативную группу по созданию грузовой авиакомпании. С 2002 года президент группы компаний «Волга-Днепр».

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

30 до 30. Предпринимательство 30 до 30. Предпринимательство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Предпринимательство

Forbes
Дрон с электронным хоботом унюхал запахи в труднодоступных местах Дрон с электронным хоботом унюхал запахи в труднодоступных местах

Электронный нос с десятиметровой трубкой позволит анализировать запах

N+1
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Владимир Мау: Образование как инвестиция. Что это значит для человека, общества и государства Владимир Мау: Образование как инвестиция. Что это значит для человека, общества и государства

Владимир Мау об образовании как инвестиции

СНОБ
Зелёный свет Зелёный свет

Как «Светофор» положил начало гонке дискаунтеров

РБК
Не просто упаковка для еды, но и предмет искусства: история коробок для пиццы, рынок которых оценивается в $2 млрд Не просто упаковка для еды, но и предмет искусства: история коробок для пиццы, рынок которых оценивается в $2 млрд

Как появились коробки для пиццы из гофрокартона

VC.RU
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней

С чего в России начался феминизм и как он развивался до сегодняшнего дня?

Esquire
Под солнцем Тосканы Под солнцем Тосканы

Кто из россиян строит бизнес в Италии

Forbes
Как крупные компании поддерживают современное искусство Как крупные компании поддерживают современное искусство

Застройщик Hutton Development позволяет художникам украшать свои жилые комплексы

GQ
Кадры будущего Кадры будущего

Как новые технологии изменят рынок HR до 2030 года

РБК
Держим спину Держим спину

Что влияет на осанку и как о ней правильно заботиться

Лиза
Модель помогла матери сбежать из тюрьмы, отвлекая охранника «голым» платьем Модель помогла матери сбежать из тюрьмы, отвлекая охранника «голым» платьем

Инстадива в откровенном наряде помогла бежать из тюрьмы своей матери

Cosmopolitan
Радио «Дача» Радио «Дача»

Тейлор Хилл купила сруб в музыкальной столице США и аранжирует его на свой вкус

Tatler
Как встать на ноги после тяжелых травм: возможности современной медицины Как встать на ноги после тяжелых травм: возможности современной медицины

Сегодня технологии позволяют подняться на ноги буквально в день операции

Популярная механика
Повесть о Настоящем Адвокате Повесть о Настоящем Адвокате

Адвокат Семён Ария и дело об убийстве супруг Раскиных

Дилетант
Как похудел Гарик Харламов: секретная диета шоумена Как похудел Гарик Харламов: секретная диета шоумена

Как поправился и похудел Харламов

Cosmopolitan
Миллионеры из коробки: как россияне зарабатывают на перепродаже игровых предметов Миллионеры из коробки: как россияне зарабатывают на перепродаже игровых предметов

Что не так с рынком перепродажи игровых предметов?

Forbes
Путеводитель по женской груди: 45 фактов о двух аргументах Путеводитель по женской груди: 45 фактов о двух аргументах

Научный мир по нашей просьбе бросился на изучение женской груди

Maxim
Успеть до 15:00: отзывы о диете, разрешающей есть всё, но только до середины дня Успеть до 15:00: отзывы о диете, разрешающей есть всё, но только до середины дня

Система питания, при которой последний прием пищи происходит в 15 часов

Cosmopolitan
Винные термины: азбука от А до Я Винные термины: азбука от А до Я

Краткий гид по виноделию

Esquire
«Я не должна была рождаться». Девушка подала иск против гинеколога своей матери «Я не должна была рождаться». Девушка подала иск против гинеколога своей матери

Иви Тумбс из Скегнесса, Линкольншир, подала в суд на гинеколога своей матери

Cosmopolitan
А ты умеешь? Как правильно ходить – объясняет эксперт А ты умеешь? Как правильно ходить – объясняет эксперт

Оказывается, ходить нужно не только много и часто, но и правильно

VOICE
Обучение и развлечение: осваиваем английский по историям великих женщин Обучение и развлечение: осваиваем английский по историям великих женщин

Что получится, если совместить истории великих женщин и lifelong learning

Psychologies
Не бойся, я с тобой Не бойся, я с тобой

8 сообщений, с помощью которых можно поддержать и успокоить близкого человека

Лиза
Человеческий фактор как главный виновник дорожных аварий. Как он появился и насколько актуален сегодня Человеческий фактор как главный виновник дорожных аварий. Как он появился и насколько актуален сегодня

Как появилось представление о человеческом факторе

Популярная механика
Деньги зумеров: кто больше всех зарабатывает на рекламе в YouTube Деньги зумеров: кто больше всех зарабатывает на рекламе в YouTube

Сколько стоит реклама в крупных YouTube-каналах, какие факторы влияют на цену?

Forbes
Номер один по объему агроинвестиций Номер один по объему агроинвестиций

Обзор АПК Воронежской области по итогам работы в 2020 году

Агроинвестор
Лучшие игрушки в СССР — железные дороги и модели из ГДР Лучшие игрушки в СССР — железные дороги и модели из ГДР

Рассказываем, на что спускали все деньги советские мальчики

Maxim
Что такое аромарасчесывание и как оно избавляет от перхоти и выпадения волос Что такое аромарасчесывание и как оно избавляет от перхоти и выпадения волос

Аромарасчесывание сделает уход за волосами еще более полезным и эффективным

Cosmopolitan
Открыть в приложении