Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

РБКБизнес

Курс на груз

Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

Автор: Артём Кореняко

Авиагруппа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина вошла в сотню крупнейших компаний России по версии РБК. Подняться в рейтинге сразу на 45 позиций перевозчику помог рынок, растущий на фоне разрыва наземных и морских логистических цепочек из-за COVID-19.

Несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, повлиявшую на перемещение людей и грузов, в первой сотне рейтинга РБК 500 по итогам 2020 года по-прежнему находятся четыре компании, связанные с транспортировкой:

  • на пятом месте, как и в 2019 году, расположились «Российские железные дороги»;
  • на 14-м месте — «Транснефть», которая опустилась на одну позицию;
  • 51-е место занял «Аэрофлот» — это на 29 позиций ниже, чем годом ранее;
  • 92-е место впервые заняла группа «Волга-Днепр», ведущий игрок на рынке грузовых авиаперевозок — тут сразу плюс 45 позиций.

По итогам 2019 года 70-е место в рейтинге занимала крупнейшая частная пассажирская авиакомпания S7, подконтрольная семье Владислава Филева. Но в нынешнем списке РБК 500 она потеряла 80 позиций и оказалась на 150-м месте.

Почему грузовые перевозки растут в пандемию

Улучшение позиций грузовой «Волга-Днепр» в рейтинге РБК 500 на фоне ухудшения у других авиакомпаний отражает происходящее с воздушным транспортом. В 2020 году, по данным Росавиации, пассажирооборот и пассажиропоток российских авиакомпаний снизились на 52,5% (до 153 млн пассажирокилометров) и 46% (до 69 млн человек) соответственно. При этом грузооборот сократился лишь на 3,7%, до 7 млрд тонно-километров. А объем перевозки почты и грузов и вовсе вырос на 2,3% и достиг 1,17 млн т.

Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. (по РСБУ) против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. При этом совокупная чистая прибыль основных грузовых авиакомпаний страны достигла 50 млрд руб. против 6 млрд руб. убытка в 2019 году.

«Грузовые авиаперевозки переживают кризис лучше, чем пассажирские. Для многих авиакомпаний в 2020 году перевозка грузов стала жизненно важным источником доходов, несмотря на ослабление спроса», — говорил в феврале 2021 года Александр де Жюньяк, занимавший в тот момент пост главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; среди ее членов — «Аэрофлот», S7 и «Волга-Днепр»).

В 2021 году пассажирская авиация не восстановила объем перевозок: в январе—августе пассажирооборот и пассажиропоток авиакомпаний был меньше на 30% (составил 151,4 млн п-км) и 17,5% (71,2 млн человек) соответственно к аналогичному периоду 2019 года. Зато грузооборот авиакомпаний вырос на 21%, до 5,7 млрд т-км, грузопоток — на 28%, до 926,7 тыс. т. Новый глава IATA Вилли Уолш (руководит ассоциацией с апреля 2021 года) заявил, что август был «сильным месяцем» для грузовой авиации, так как спрос на такие перевозки вырос на 7,7% (в грузовых тоннокилометрах) по сравнению с уровнем до пандемии COVID-19.

По словам Уолша, в конце 2021 года ситуация для грузовой авиации может быть еще лучше. «Международные [пассажирские] перевозки все еще находятся в тяжелом состоянии, а пассажирских самолетов для перевозки грузов предлагается все меньше. И узких мест в цепочке поставок может стать больше по мере того, как предприятия будут продолжать наращивать производство», — предупредил он.

Авиационные грузоперевозки стали одним из бенефициаров пандемии, замечает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Сейчас положительное влияние на них оказывает сближение ставки морского фрахта (из-за нестабильности контейнерных линий) с уровнем цен на авиаперевозки, считает она.

«В настоящий момент разница в стоимости транспортировки по морю и авиаперевозок минимальная за всю историю, поэтому часть наших клиентов выбирают перевозку грузов на самолетах», — говорил ранее в интервью РБК главный исполнительный директор авиакомпании Finnair Топи Маннер. Разница между морскими перевозками грузов и авиаперевозками грузов между Европой и Азией (Finnair специализируется на таких перелетах) составляет около $5 за 1 кг, уточнял источник, близкий к одному из операторов морских перевозок.

В условиях взрывного повышения стоимости морских контейнерных перевозок все альтернативные виды транспорта демонстрируют рост, на авиатранспорт перешли компактные грузы с высокой стоимостью, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ключевым драйвером роста воздушных грузовых перевозок он считает онлайн-торговлю, как трансграничную, так и внутреннюю (в основном доставку на Дальний Восток). «В авиаперевозках появились тяжелые грузы, комплектующие, запчасти, ранее перевозимые морем. Возросла доля продуктов питания для снабжения торговых сетей, регулярными стали отправки достаточно крупного медоборудования», — добавили в пресс-службе «Аэрофлота».

Рост спроса на экспресс-доставку внутри России и потребность в ускорении доставки из Китая будут стимулировать рост авиаперевозок грузов во внутрироссийском и международном сообщении как минимум в горизонте 2022–2023 годов, полагает Бурмистров. Динамика грузового рынка будет напрямую связана со снятием ограничений на международные пассажирские авиаперевозки, добавляет Юрова. Рыночные условия будут благоприятными для грузовых авиаперевозчиков до окончания действия пандемии и полноценного восстановления международных пассажирских рейсов, соглашается гендиректор S7 Cargo Илья Ярославцев. По оценкам экспертов, этот период продлится до 2024 года, уточнил он.

Как возник лидер на этом рынке

Более половины российского рынка авиационных грузоперевозок занимают авиакомпании группы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина — AirBridgeCargo, «Атран» и одноименная «Волга-Днепр». В январе—августе 2021 года на долю этих трех компаний пришлось 51% грузопотока и 68% грузооборота. На них пришлось 95% чистой прибыли (по РСБУ) основных грузовых авиакомпаний.

Компания «Волга-Днепр» была создана в 1990 году в Ульяновске, где недалеко от берега Волги находится авиазавод, который тогда серийно производил четырехдвигательные грузовые самолеты Ан-124 «Руслан», сконструированные бюро имени Антонова в Киеве. Двигатели для этих воздушных судов производило запорожское предприятие «Прогресс». Через Киев и Запорожье протекает Днепр. Из имен двух рек, Волги и Днепра, и составили имя перевозчика. Первыми акционерами «Волга-Днепр» стали ульяновский авиазавод, поставщик моторов из Запорожья, а также конструкторское бюро и еще один авиазавод из Киева. Председателем правления «Волга-Днепр» избрали Исайкина.

В августе 1991 года в авиакомпанию поступил первый Ан-124. Именно благодаря адаптации этих самолетов для коммерческих полетов «Волга-Днепр» создала нишу для перевозки по воздуху грузов массой до 120 т на предельно большие расстояния. «В сегменте перевозок уникальных негабаритных и сверхтяжелых грузов наличие самолета «Руслан» в свое время открыло возможность создать рынок, которого раньше практически не существовало, и тут все было просто: у кого был самолет, тот и предложил услугу», — говорит исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Важной особенностью перевозчика стала его ориентация на глобальный рынок. В 1991 году «Волга-Днепр» совместно с британской авиакомпанией HeavyLift Cargo Airlines зарегистрировала совместное предприятие для продвижения самолета «Руслан» на международной арене. В 1992 году «Волга-Днепр» перевезла первый по-настоящему уникальный груз, потребовавший проектирования и изготовления специальной оснастки: две газовые турбины по 40 т каждая были доставлены одним рейсом из Бельгии в Аргентину. Тогда же перевозчик вступил в IATA.

В 2000-е годы менеджмент «Волга-Днепр» создал крупнейшую ныне грузовую авиакомпанию России AirBridgeCargo с дальнемагистральными самолетами Boeing 747. Сейчас у перевозчика 18 машин, среди них 14 B-747 и один B-777. В 2011 году в группу вошла третья российская грузовая авиакомпания «Атран», летавшая до этого на советских самолетах. Сейчас во флоте этого перевозчика девять среднемагистральных Boeing 737. В парке авиакомпании «Волга-Днепр» девять Ан-124 и четыре Ил-76.

Группа попала в сотню крупнейших компаний России РБК 500 за счет роста выручки в 2020 году на 56,4%, до 167,5 млрд руб. При этом ее чистый финансовый долг составил $3,3 млрд, что на 67% больше, чем в 2019 году. Отлаженные бизнес-процессы, связи с грузоотправителями и наличие разрешений на международные полеты — это те факторы, которые позволили в условиях пандемии быстро и эффективно конвертировать флот грузовых самолетов в высокие производственные и финансовые результаты, отмечает Пантелеев. По его словам, в самые тяжелые месяцы 2020 года, когда провозных емкостей не хватало, а спрос на перевозку средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) из Китая зашкаливал, ставка за тонну груза была столь высокой, что его можно было возить с выгодой даже на «Русланах».

Высокие цены на грузовые перевозки сохраняются и в 2021 году. Так, индекс Baltic Exchange Air Freight Index по маршруту Азия — Северная Америка в конце сентября достиг рекордного уровня — 4272 пункта, предыдущий рекорд в 3975 пунктов был в мае 2020 года. Близки к максимумам, достигнутым в 2020 году, цены на грузоперевозку между Азией и Европой, Европой и Северной Америкой, говорит Юрова. «Учитывая сохранение повышательного ценового тренда на рынке грузовых авиаперевозок, дальнейший рост финансового результата группы «Волга-Днепр» вполне вероятен», — считает она. В пресс-службе группы отказались от комментариев.

Как пассажирские авиакомпании конкурируют с «Волга-Днепр»

До пандемии доля группы «Волга-Днепр» в грузопотоке и грузообороте была еще выше, чем сейчас, — 52 и 74% соответственно. Кроме нее перевозки грузов наращивают российские пассажирские авиакомпании. В январе—августе 2021 года грузопоток «Аэрофлота» вырос на 8%, S7 — на 20,1%, «России» (входит в группу «Аэрофлот») — на 49,5%, Azur Air — на 105,7%, Nordwind — на 154,7%.

Но в целом авиакомпаний, получивших разрешение на перевозку грузов в пассажирской кабине, стало меньше. В марте 2021 года таких перевозчиков было 13, говорил руководитель Росавиации Александр Нерадько. К началу октября их число сократилось до девяти, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Среди авиакомпаний, которые намерены использовать салоны пассажирских самолетов для перевозки грузов, — «Россия». Для этого она собиралась задействовать один-два Boeing 777 в октябре, а затем увеличить их число до трех-четырех. Начальник отдела грузовых перевозок «России» Алексей Табаков сообщил РБК, что основной стимул для работы на этом рынке — высокие тарифы на перевозку грузов и стоимость фрахта самолета из Китая в Европу и в обратную сторону.

«Пока не закончится пандемия, будет постоянный спрос на перевозку [самолетами] медицинского оборудования», — сказал РБК первый заместитель гендиректора Azur Air Шухрат Ибодов. По его словам, после окончания пандемии начнется падение спроса, но многие клиенты успеют оценить преимущества авиации, что позволит удерживать показатели грузоперевозок выше, чем в допандемийное время.

«Волга-Днепр» — сильный игрок, и конкурировать с ним в полном объеме невозможно, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Грузовые перевозки — это сложный бизнес, в котором кроме парка самолетов нужны выстроенные отношения с грузоотправителями и наличие коммерческих прав на регулярные перевозки, которых почти нет у конкурентов группы Исайкина.

Чем известен Алексей Исайкин

Алексей Исайкин начал карьеру в конце 1970-х годов с должности экономиста Военно-воздушных сил (ВВС) на заводе в Улан-Удэ, осуществляя контроль за стоимостью авиатехники. В конце 1980-х отвечал за реализацию госзаказа самолетов Ан-124 для военно-транспортной авиации на заводе в Ульяновске. После решения правительства о закрытии программы госфинансирования и серийного производства этого самолета Исайкин завершил свою военную карьеру в звании подполковника и в 1989 году возглавил инициативную группу по созданию грузовой авиакомпании. С 2002 года президент группы компаний «Волга-Днепр».

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карбон звучащий Карбон звучащий

Из карбона теперь делают музыкальные инструменты

Популярная механика
«Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции «Сом»: как русская подлодка затонула в Швеции

На глубине действительно лежали останки российской подлодки «СОМЪ»

Популярная механика
Зелёный свет Зелёный свет

Как «Светофор» положил начало гонке дискаунтеров

РБК
Маленькое чудо Маленькое чудо

Если кто-то умеет искренне радоваться Новому году, так это дети

Cosmopolitan
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Как питание влияет на здоровье и продолжительность жизни кошек и собак Как питание влияет на здоровье и продолжительность жизни кошек и собак

Правильное питание может сказаться на продолжительности жизни наших любимцев?

Популярная механика
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены

Героями первого выпуска подкаста стали Марина Полеухина и Александр Чернышков

СНОБ
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Почему шумит в ушах? Что это за симптом и как его лечить Почему шумит в ушах? Что это за симптом и как его лечить

Почему возникает шум в ушах и нужно ли обращаться с ним к врачу?

РБК
Сила вредных привычек Сила вредных привычек

Как табачные короли Игорь Кесаев и Сергей Кациев стали алкогольными магнатами

Forbes
Чемодан на колесиках: история главного изобретения путешественников Чемодан на колесиках: история главного изобретения путешественников

Как появилась дорожная сумка на колесах?

Популярная механика
Мотивация и самоорганизация: почему управление своим состоянием — главный soft skill? Мотивация и самоорганизация: почему управление своим состоянием — главный soft skill?

Разбираемся в главном мягком навыке любого человека — управлении собой

Inc.
Стесняюсь спросить: что такое джиротоник и зачем его практиковать? Стесняюсь спросить: что такое джиротоник и зачем его практиковать?

Загадочный термин «джиротоник» нечасто услышишь даже в кругах продвинутых людей

Esquire
Напал на мать: дети известных советских актеров, ставшие преступниками Напал на мать: дети известных советских актеров, ставшие преступниками

Нередко судьба детей знаменитостей складывается совсем не так радужно

Cosmopolitan
Умница, болтун и мямля: всё о знаках зодиака стихии Воздуха Умница, болтун и мямля: всё о знаках зодиака стихии Воздуха

Сегодня поговорим о знаках стихии Воздуха

Cosmopolitan
Американский биотех-стартап выходцев из России привлек $2,5 млн от Xploration Capital Американский биотех-стартап выходцев из России привлек $2,5 млн от Xploration Capital

Стартап Longevica привлек $2,5 млн от венчурного фонда Xploration Capital

Forbes
Sorry, papasha: какой получилась Call of Duty: Vanguard Sorry, papasha: какой получилась Call of Duty: Vanguard

Почему CoD превратилась в Виктора Пелевина

Esquire
Как утопия ушла в монастырь Как утопия ушла в монастырь

Проект Григория Ревзина «Оправдание утопии». Санкт-галленский план

Weekend
О сложностях материнства, романе с Гарри и не только: новое интервью Меган Маркл О сложностях материнства, романе с Гарри и не только: новое интервью Меган Маркл

Меган Маркл пришла в студию к Эллен Дедженерес

Cosmopolitan
Василий Кандинский. Голос сердца Василий Кандинский. Голос сердца

Эти предзакатные минуты в Москве Василий Васильевич всегда особенно любил

Караван историй
Меня тошнит от мужа Меня тошнит от мужа

3 истории женщин, которым резко стал противен запах своих супругов

Лиза
Физики предложили искать энионы по создаваемому ими тепловому току Физики предложили искать энионы по создаваемому ими тепловому току

Физики нашли новый метод изучения квантовой статистики квазичастиц в материалах

N+1
«Спасение от стресса»: Меган Маркл помогла Адель пережить развод и похудеть «Спасение от стресса»: Меган Маркл помогла Адель пережить развод и похудеть

Герцогиня Сассекская стала источником вдохновения для Адель

Cosmopolitan
Каково это — перенести трансплантацию пениса Каково это — перенести трансплантацию пениса

Том Мэннинг — первый американец, которому провели трансплантацию пениса

Esquire
Материалы корпуса ноутбука: какой лучше выбрать Материалы корпуса ноутбука: какой лучше выбрать

Из каких вообще материалов производят ноутбуки и как выбрать подходящий?

Популярная механика
Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: золотодобыча, которая стоила акционерам $3 млрд Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: золотодобыча, которая стоила акционерам $3 млрд

Проект разработки золотого месторождения Bre-X оказался мошенничеством

VC.RU
Кэрри-Энн Мосс. В тени Тринити Кэрри-Энн Мосс. В тени Тринити

Она не раз говорила, что с «Матрицей» покончено, и вот — на тебе!

Караван историй
Вырывать ресницы и есть перед ТВ: вредные привычки знаменитостей Вырывать ресницы и есть перед ТВ: вредные привычки знаменитостей

Какие привычки можно считать странностями, а какие — красными флажками?

РБК
Когда наш эротический сон — не про секс? Когда наш эротический сон — не про секс?

Наши героини рассказали о своих эротических снах, а сексолог их проанализировала

Psychologies
Открыть в приложении