Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

РБКБизнес

Курс на груз

Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

Автор: Артём Кореняко

Авиагруппа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина вошла в сотню крупнейших компаний России по версии РБК. Подняться в рейтинге сразу на 45 позиций перевозчику помог рынок, растущий на фоне разрыва наземных и морских логистических цепочек из-за COVID-19.

Несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, повлиявшую на перемещение людей и грузов, в первой сотне рейтинга РБК 500 по итогам 2020 года по-прежнему находятся четыре компании, связанные с транспортировкой:

  • на пятом месте, как и в 2019 году, расположились «Российские железные дороги»;
  • на 14-м месте — «Транснефть», которая опустилась на одну позицию;
  • 51-е место занял «Аэрофлот» — это на 29 позиций ниже, чем годом ранее;
  • 92-е место впервые заняла группа «Волга-Днепр», ведущий игрок на рынке грузовых авиаперевозок — тут сразу плюс 45 позиций.

По итогам 2019 года 70-е место в рейтинге занимала крупнейшая частная пассажирская авиакомпания S7, подконтрольная семье Владислава Филева. Но в нынешнем списке РБК 500 она потеряла 80 позиций и оказалась на 150-м месте.

Почему грузовые перевозки растут в пандемию

Улучшение позиций грузовой «Волга-Днепр» в рейтинге РБК 500 на фоне ухудшения у других авиакомпаний отражает происходящее с воздушным транспортом. В 2020 году, по данным Росавиации, пассажирооборот и пассажиропоток российских авиакомпаний снизились на 52,5% (до 153 млн пассажирокилометров) и 46% (до 69 млн человек) соответственно. При этом грузооборот сократился лишь на 3,7%, до 7 млрд тонно-километров. А объем перевозки почты и грузов и вовсе вырос на 2,3% и достиг 1,17 млн т.

Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. (по РСБУ) против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. При этом совокупная чистая прибыль основных грузовых авиакомпаний страны достигла 50 млрд руб. против 6 млрд руб. убытка в 2019 году.

«Грузовые авиаперевозки переживают кризис лучше, чем пассажирские. Для многих авиакомпаний в 2020 году перевозка грузов стала жизненно важным источником доходов, несмотря на ослабление спроса», — говорил в феврале 2021 года Александр де Жюньяк, занимавший в тот момент пост главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; среди ее членов — «Аэрофлот», S7 и «Волга-Днепр»).

В 2021 году пассажирская авиация не восстановила объем перевозок: в январе—августе пассажирооборот и пассажиропоток авиакомпаний был меньше на 30% (составил 151,4 млн п-км) и 17,5% (71,2 млн человек) соответственно к аналогичному периоду 2019 года. Зато грузооборот авиакомпаний вырос на 21%, до 5,7 млрд т-км, грузопоток — на 28%, до 926,7 тыс. т. Новый глава IATA Вилли Уолш (руководит ассоциацией с апреля 2021 года) заявил, что август был «сильным месяцем» для грузовой авиации, так как спрос на такие перевозки вырос на 7,7% (в грузовых тоннокилометрах) по сравнению с уровнем до пандемии COVID-19.

По словам Уолша, в конце 2021 года ситуация для грузовой авиации может быть еще лучше. «Международные [пассажирские] перевозки все еще находятся в тяжелом состоянии, а пассажирских самолетов для перевозки грузов предлагается все меньше. И узких мест в цепочке поставок может стать больше по мере того, как предприятия будут продолжать наращивать производство», — предупредил он.

Авиационные грузоперевозки стали одним из бенефициаров пандемии, замечает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Сейчас положительное влияние на них оказывает сближение ставки морского фрахта (из-за нестабильности контейнерных линий) с уровнем цен на авиаперевозки, считает она.

«В настоящий момент разница в стоимости транспортировки по морю и авиаперевозок минимальная за всю историю, поэтому часть наших клиентов выбирают перевозку грузов на самолетах», — говорил ранее в интервью РБК главный исполнительный директор авиакомпании Finnair Топи Маннер. Разница между морскими перевозками грузов и авиаперевозками грузов между Европой и Азией (Finnair специализируется на таких перелетах) составляет около $5 за 1 кг, уточнял источник, близкий к одному из операторов морских перевозок.

В условиях взрывного повышения стоимости морских контейнерных перевозок все альтернативные виды транспорта демонстрируют рост, на авиатранспорт перешли компактные грузы с высокой стоимостью, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ключевым драйвером роста воздушных грузовых перевозок он считает онлайн-торговлю, как трансграничную, так и внутреннюю (в основном доставку на Дальний Восток). «В авиаперевозках появились тяжелые грузы, комплектующие, запчасти, ранее перевозимые морем. Возросла доля продуктов питания для снабжения торговых сетей, регулярными стали отправки достаточно крупного медоборудования», — добавили в пресс-службе «Аэрофлота».

Рост спроса на экспресс-доставку внутри России и потребность в ускорении доставки из Китая будут стимулировать рост авиаперевозок грузов во внутрироссийском и международном сообщении как минимум в горизонте 2022–2023 годов, полагает Бурмистров. Динамика грузового рынка будет напрямую связана со снятием ограничений на международные пассажирские авиаперевозки, добавляет Юрова. Рыночные условия будут благоприятными для грузовых авиаперевозчиков до окончания действия пандемии и полноценного восстановления международных пассажирских рейсов, соглашается гендиректор S7 Cargo Илья Ярославцев. По оценкам экспертов, этот период продлится до 2024 года, уточнил он.

Как возник лидер на этом рынке

Более половины российского рынка авиационных грузоперевозок занимают авиакомпании группы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина — AirBridgeCargo, «Атран» и одноименная «Волга-Днепр». В январе—августе 2021 года на долю этих трех компаний пришлось 51% грузопотока и 68% грузооборота. На них пришлось 95% чистой прибыли (по РСБУ) основных грузовых авиакомпаний.

Компания «Волга-Днепр» была создана в 1990 году в Ульяновске, где недалеко от берега Волги находится авиазавод, который тогда серийно производил четырехдвигательные грузовые самолеты Ан-124 «Руслан», сконструированные бюро имени Антонова в Киеве. Двигатели для этих воздушных судов производило запорожское предприятие «Прогресс». Через Киев и Запорожье протекает Днепр. Из имен двух рек, Волги и Днепра, и составили имя перевозчика. Первыми акционерами «Волга-Днепр» стали ульяновский авиазавод, поставщик моторов из Запорожья, а также конструкторское бюро и еще один авиазавод из Киева. Председателем правления «Волга-Днепр» избрали Исайкина.

В августе 1991 года в авиакомпанию поступил первый Ан-124. Именно благодаря адаптации этих самолетов для коммерческих полетов «Волга-Днепр» создала нишу для перевозки по воздуху грузов массой до 120 т на предельно большие расстояния. «В сегменте перевозок уникальных негабаритных и сверхтяжелых грузов наличие самолета «Руслан» в свое время открыло возможность создать рынок, которого раньше практически не существовало, и тут все было просто: у кого был самолет, тот и предложил услугу», — говорит исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Важной особенностью перевозчика стала его ориентация на глобальный рынок. В 1991 году «Волга-Днепр» совместно с британской авиакомпанией HeavyLift Cargo Airlines зарегистрировала совместное предприятие для продвижения самолета «Руслан» на международной арене. В 1992 году «Волга-Днепр» перевезла первый по-настоящему уникальный груз, потребовавший проектирования и изготовления специальной оснастки: две газовые турбины по 40 т каждая были доставлены одним рейсом из Бельгии в Аргентину. Тогда же перевозчик вступил в IATA.

В 2000-е годы менеджмент «Волга-Днепр» создал крупнейшую ныне грузовую авиакомпанию России AirBridgeCargo с дальнемагистральными самолетами Boeing 747. Сейчас у перевозчика 18 машин, среди них 14 B-747 и один B-777. В 2011 году в группу вошла третья российская грузовая авиакомпания «Атран», летавшая до этого на советских самолетах. Сейчас во флоте этого перевозчика девять среднемагистральных Boeing 737. В парке авиакомпании «Волга-Днепр» девять Ан-124 и четыре Ил-76.

Группа попала в сотню крупнейших компаний России РБК 500 за счет роста выручки в 2020 году на 56,4%, до 167,5 млрд руб. При этом ее чистый финансовый долг составил $3,3 млрд, что на 67% больше, чем в 2019 году. Отлаженные бизнес-процессы, связи с грузоотправителями и наличие разрешений на международные полеты — это те факторы, которые позволили в условиях пандемии быстро и эффективно конвертировать флот грузовых самолетов в высокие производственные и финансовые результаты, отмечает Пантелеев. По его словам, в самые тяжелые месяцы 2020 года, когда провозных емкостей не хватало, а спрос на перевозку средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) из Китая зашкаливал, ставка за тонну груза была столь высокой, что его можно было возить с выгодой даже на «Русланах».

Высокие цены на грузовые перевозки сохраняются и в 2021 году. Так, индекс Baltic Exchange Air Freight Index по маршруту Азия — Северная Америка в конце сентября достиг рекордного уровня — 4272 пункта, предыдущий рекорд в 3975 пунктов был в мае 2020 года. Близки к максимумам, достигнутым в 2020 году, цены на грузоперевозку между Азией и Европой, Европой и Северной Америкой, говорит Юрова. «Учитывая сохранение повышательного ценового тренда на рынке грузовых авиаперевозок, дальнейший рост финансового результата группы «Волга-Днепр» вполне вероятен», — считает она. В пресс-службе группы отказались от комментариев.

Как пассажирские авиакомпании конкурируют с «Волга-Днепр»

До пандемии доля группы «Волга-Днепр» в грузопотоке и грузообороте была еще выше, чем сейчас, — 52 и 74% соответственно. Кроме нее перевозки грузов наращивают российские пассажирские авиакомпании. В январе—августе 2021 года грузопоток «Аэрофлота» вырос на 8%, S7 — на 20,1%, «России» (входит в группу «Аэрофлот») — на 49,5%, Azur Air — на 105,7%, Nordwind — на 154,7%.

Но в целом авиакомпаний, получивших разрешение на перевозку грузов в пассажирской кабине, стало меньше. В марте 2021 года таких перевозчиков было 13, говорил руководитель Росавиации Александр Нерадько. К началу октября их число сократилось до девяти, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Среди авиакомпаний, которые намерены использовать салоны пассажирских самолетов для перевозки грузов, — «Россия». Для этого она собиралась задействовать один-два Boeing 777 в октябре, а затем увеличить их число до трех-четырех. Начальник отдела грузовых перевозок «России» Алексей Табаков сообщил РБК, что основной стимул для работы на этом рынке — высокие тарифы на перевозку грузов и стоимость фрахта самолета из Китая в Европу и в обратную сторону.

«Пока не закончится пандемия, будет постоянный спрос на перевозку [самолетами] медицинского оборудования», — сказал РБК первый заместитель гендиректора Azur Air Шухрат Ибодов. По его словам, после окончания пандемии начнется падение спроса, но многие клиенты успеют оценить преимущества авиации, что позволит удерживать показатели грузоперевозок выше, чем в допандемийное время.

«Волга-Днепр» — сильный игрок, и конкурировать с ним в полном объеме невозможно, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Грузовые перевозки — это сложный бизнес, в котором кроме парка самолетов нужны выстроенные отношения с грузоотправителями и наличие коммерческих прав на регулярные перевозки, которых почти нет у конкурентов группы Исайкина.

Чем известен Алексей Исайкин

Алексей Исайкин начал карьеру в конце 1970-х годов с должности экономиста Военно-воздушных сил (ВВС) на заводе в Улан-Удэ, осуществляя контроль за стоимостью авиатехники. В конце 1980-х отвечал за реализацию госзаказа самолетов Ан-124 для военно-транспортной авиации на заводе в Ульяновске. После решения правительства о закрытии программы госфинансирования и серийного производства этого самолета Исайкин завершил свою военную карьеру в звании подполковника и в 1989 году возглавил инициативную группу по созданию грузовой авиакомпании. С 2002 года президент группы компаний «Волга-Днепр».

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Боятся, стесняются, не идут к врачу: что нужно знать про женский рак Боятся, стесняются, не идут к врачу: что нужно знать про женский рак

Часто женщины с онкологическими заболеваниями стесняются своей болезни

Cosmopolitan
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Как быстро прогреть машину: советы и мнения экспертов Как быстро прогреть машину: советы и мнения экспертов

Прогревать ли автомобиль перед поездкой?

РБК
Зелёный свет Зелёный свет

Как «Светофор» положил начало гонке дискаунтеров

РБК
Безумие и винтаж: 8 диких изобретений прошлого Безумие и винтаж: 8 диких изобретений прошлого

По всем законам этих диких изобретений просто не должно было существовать

Maxim
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Пещерным медведям приглянулась для зимовки неандертальская стоянка в Польше Пещерным медведям приглянулась для зимовки неандертальская стоянка в Польше

Неандертальцы собирали рога и кости животных

N+1
Спящая красавица Спящая красавица

Укутанная снегами вилла Буонаккорси в Тоскане

AD
Важная книга: «Девочки и институции» Дарьи Серенко Важная книга: «Девочки и институции» Дарьи Серенко

Почему «девочки» — не «самый дешёвый ресурс на планете»

Полка
Две большие розницы: online vs offline Две большие розницы: online vs offline

Новые технологии и падение доходов изменили потребительское поведение россиян

РБК
Бить или не бить: как снимают постановочные драки в кино Бить или не бить: как снимают постановочные драки в кино

Постановочный бой – это целая наука, а в хорошей экранной драке и удары реальные

Популярная механика
Что смотреть и пробовать в Краснодарском крае. Гид «РБК Стиль» Что смотреть и пробовать в Краснодарском крае. Гид «РБК Стиль»

Рассказываем, что такое Краснодарский край в несезон

РБК
Археологи нашли в Синьцзяне древнейшие кожаные доспехи Евразии Археологи нашли в Синьцзяне древнейшие кожаные доспехи Евразии

Древнейшие доспехи Евразии изготовили не позднее VI века до нашей эры

N+1
«Великая зеленая стена» в Африке окупится за 10 лет «Великая зеленая стена» в Африке окупится за 10 лет

«Великая зеленая стена» в Африке однажды станет прибыльной

N+1
Быстрее, выше, смелее! Быстрее, выше, смелее!

Зачем нужна детская спортивная страховка

Лиза
Сообразили на троих Сообразили на троих

Александр Цыпкин стал амбассадором компании, продающей товары для взрослых

Playboy
Второе пришествие Второе пришествие

Камбэк Александра Терехова — с брендом Sashaverse

Vogue
Обязательно ли завтракать? Вот что говорят исследования Обязательно ли завтракать? Вот что говорят исследования

Вокруг питания и завтрака, в частности, существует множество предубеждений

РБК
Из предпринимателя в инвесторы: как вложить первый $1 млн и сделать правильные выводы Из предпринимателя в инвесторы: как вложить первый $1 млн и сделать правильные выводы

Венчурные инвестиции — способ расширить свои предпринимательские навыки

Forbes
Кожа стареет быстро из-за этих пищевых привычек: увы, они у тебя есть Кожа стареет быстро из-за этих пищевых привычек: увы, они у тебя есть

Список пищевых ошибок, работа над которыми улучшит состояние кожи

Cosmopolitan
Как заговорить об измене Как заговорить об измене

Как корректно рассказать об измене?

GQ
Как выстроить привычку за несколько шагов, опираясь на науку? Как выстроить привычку за несколько шагов, опираясь на науку?

С чего начать, какую стратегию выбрать, чтобы выстроить привычку?

Популярная механика
«Женское сердце. Современный подход к здоровью женщин» «Женское сердце. Современный подход к здоровью женщин»

Только недавно исследования показали, что пол при лечении сердца надо учитывать

N+1
Поздравляю, коллеги! Поздравляю, коллеги!

Корпоратив – это отличная возможность весело провести время и… натворить дел

Cosmopolitan
10 захватывающих фильмов и сериалов о  женщинах, перевернувших мир 10 захватывающих фильмов и сериалов о  женщинах, перевернувших мир

Фильмы и сериалы, которые лучше всего показывают женщин-лидеров

Cosmopolitan
Как работают бионические протезы Как работают бионические протезы

Ученые смогли присоединить механическую руку к человеческой нервной системе

Популярная механика
Переобулись в экосистему Переобулись в экосистему

OR Group трансформирует бизнес-модель из fashion-ритейлера в торговую платформу

Эксперт
Пилочный маникюр: быстро делается и не оставляет порезов Пилочный маникюр: быстро делается и не оставляет порезов

Пилочный маникюр: деликатный, быстрый и аккуратный

Cosmopolitan
Социальное — это для всех: почему соцсектор не должен оставаться женской сферой Социальное — это для всех: почему соцсектор не должен оставаться женской сферой

У женщин и правда есть некий «ген доброты»?

Forbes
Открыть в приложении