Ради чего продолжать жить в кризисный период: для тех, кто потерял смысл жизни
В трудные времена мы особенно остро нуждаемся в опорах и ориентирах. И чаще всего такой опорой являются наши ценности и смысл. Но парадокс в том, что те самые ценности и смысл именно в кризисные времена проходят серьезную проверку и могут ее не выдержать. И вот мы оказываемся в тяжелой ситуации, разочарованные в собственных ценностях и утратившие смысл. Все рушится, опор больше нет, ориентиры сбиты. Как быть? Рассуждает философ-практик.
В 1946 году в Австрии впервые издается книга «Сказать жизни „Да!“: Психолог в концлагере». Ее автор, психолог и философ еврейского происхождения Виктор Франкл, три года провел в нацистских концлагерях и потерял там родителей и жену. Еще до войны Франкл создал собственное направление психотерапии — логотерапию, или терапию смыслом. И жизнь дала ему возможность этот подход проверить. Логотерапия и сам Франкл проверку выдержали.
Что позволило Франклу, несмотря на все утраты, продолжить жить, заниматься исследованиями, ходить в горы, создать новую семью? Вероятно, его представление о том, что такое смысл жизни.
Три вида смысла
В своем учении Франкл выделил три вида смысла:
- сверхсмысл,
- смысл жизни,
- смысл в жизни.
И из этих трех смыслов человеку доступен только один. Угадаете, какой?
Сверхсмысл
Это глобальный смысл всего мироздания. Ответ на вопрос «для чего все это?». Он непостижим для человека так же, как для листа непостижим смысл дерева. Он, безусловно, есть, но человеческому сознанию недоступен. Можно размышлять о нем из любопытства и в рамках философии, но надеяться его постичь не стоит.
Смысл жизни
Это то, что мы чаще всего ищем. Нам кажется, что смыслом нашей жизни может быть семья или работа. Утрата именно этого смысла погружает нас в состояние фрустрации.
Однако Франкл считает, что на самом деле и этот смысл нам недоступен.
Можно ли узнать смысл книги, не дочитав ее до конца? Можно ли узнать смысл жизни, не прожив ее? Вы можете думать, что смысл вашей жизни — снимать авторское кино, но потом рождается ребенок, и он тяжело болен. И оказывается, что смысл вашей жизни — это спасти и вырастить этого ребенка.
Вы можете считать своим смыслом семью. Но вот дети выросли и уехали, и этот смысл оказывается утерян. Жизнь потеряла смысл? Или вы найдете его в путешествиях, творчестве, волонтерстве или в чем-то еще? И станет ли это новым смыслом вашей жизни?
В сущности, смысла жизни не существует. Как со смертью у Эпикура: пока мы живы, ее нет, а когда она пришла — уже нет нас. Жизнь динамична, смыслы постоянно меняются, и как понять, какой из них — тот самый?