Осенняя хандра
Мы привычно связываем ее с сезонным похолоданием и уменьшением светового дня, но научно доказано лишь второе. Так что добавьте в свое ежедневное расписание больше света и движения. Об особенностях темного периода года и способах его пережить без потерь мы расспросили психиатра Павла Алфимова.
“Когда дни становятся такими короткими, что мне приходится уходить на работу еще затемно, а возвращаться в сумерках, я словно впадаю в спячку, – признается 27-летняя Алина. – С трудом заставляю себя утром подняться, а днем чувствую сонливость. Меня все раздражает, а самое неприятное – я все время что-то ем». Ощущения Алины в осенне-зимний период разделяют около 10% вполне здоровых людей в разных странах1. Когда-то в старые времена это подавленное состояние называли осенней хандрой, сегодня – сезонным аффективным расстройством (САР) или зимней депрессией. «Большинство из нас даже не замечают сезонных изменений настроения, но некоторые перестают справляться с привычными нагрузками, – рассказывает психиатр Павел Алфимов. – Они чувствуют грусть и подавленность, легко обижаются и волнуются из-за пустяков. Однако психологические проявления могут быть не так заметны, как физиологические – вялость, повышенный аппетит и сонливость (кстати, при классической депрессии пациент, наоборот, теряет сон и хуже ест). Если эти симптомы наблюдаются хотя бы в течение двух недель, можно говорить о сезонном расстройстве».
Видимое глазом
Согласно статистике, САР чаще всего подвержены женщины, которые живут далеко от экватора. Ведь в северных широтах в осенне-зимний период день становится заметно коротким, а с нехваткой солнечного света, собственно, и связано возникновение расстройства. «Смену сезонов мы ощущаем прежде всего… глазами, – объясняет эксперт. – Осенью снижается количество яркого света, поступающего на сетчатку глаза, А от сетчатки тянутся пути к супрахиазмальному ядру в гипоталамусе – главному генератору циркадных ритмов. Это ядро управляет выделением мелатонина, гормона сна, и синхронизирует работу «биологических часов» организма. В темные месяцы года мелатонин вырабатывается в избытке, и оттого мы даже днем чувствуем себя вялыми и разбитыми». А вот серотонина – «гормона радости», отвечающего за стабильность настроения, который как раз необходим нам днем, – образуется гораздо меньше. Все это нарушает наши циркадные (суточные) ритмы и сбивает работу нервной системы. (А у молодых людей, в силу большей пластичности их мозга, циркадные ритмы еще менее устойчивы, и в этом, видимо, причина их особой уязвимости.) «Вообще, для человека жить в северных широтах не очень физиологично, – дополняет Павел Алфимов. – Есть теория, что родина наших предков – саванна, африканские степи, то есть широты, более близкие к экватору. И наш мозг эволюционно настроен воспринимать много света. Фактически он приспособлен к жизни в условиях постоянного лета».