Нас ждет новая неграмотность?
Когда-то грамотным считали того, кто умеет читать и писать. Сегодня появилось много видов грамотности – компьютерная, правовая… И вместе с тем выяснилось, что знания букв и умения складывать их в слова недостаточно: некоторым из нас трудно до конца понять смысл прочитанного или услышанного. Что нам мешает? Выясняем точку зрения экспертов.
Неграмотность означает неумение читать и писать. Редкость? Но большинство из нас не поймет ни слова, если к нам обратятся на тамильском языке, и не прочтет математическую формулу, которая выходит за пределы школьной программы. А для некоторых из нас любые тексты как высшая математика. «Мне трудно заполнять официальные бланки, – признается 29-летняя Елена, сотрудница клининговой фирмы, – я чувствую, что пишу неправильно, а как правильно, не понимаю». «Функциональная неграмотность – это неумение комплексно пользоваться навыками чтения, счета и письма, – дает определение психиатр Григорий Горшунин, – неспособность встраивать их в свое социальное поведение, получать преимущества за счет усвоения новой информации». Степень функциональной неграмотности бывает разной, и не у всех она вызывает тревогу. «К выпускному классу я заработал на машину и на ней приезжал в школу, – рассказывает 38-летний Дмитрий, предприниматель. – Я не видел причины учиться. Сейчас об этом иногда жалею. Но все, что нужно, я просто диктую секретарю, и проблем не возникает».
Слишком много букв
«Я честно прочел школьную программу, но с тех пор ни о какой художественной литературе слышать не могу, – признается 32-летний Виктор. – Недавно взял в книжном магазине роман современного писателя, заглянул и тут же поставил обратно на полку. «Много букаф, ниасилил», как пишут в интернете». Неужели можно разучиться читать? Оказывается, еще как можно! Это не то что ездить на велосипеде. «Когнитивные, то есть познавательные, навыки отличаются от моторных, – объясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Моторным навыком достаточно овладеть один раз, и он сохранится на всю жизнь. А вот с игрой на фортепьяно так уже не получится, потому что в ней задействованы не только моторные, но и когнитивные навыки. Чисто когнитивные навыки утрачиваются еще быстрее».
«После изучения творчества Пушкина я предложила девятому классу написать любовное письмо и получила примерно такие ответы: «Привет, давай встретимся в 16.00 в центре станции «Новокузнецкая», – сокрушается учитель литературы Пироговской школы в Москве Ирина Василькова. – Длинные предложения им непонятны и не нужны в век лайков и смайликов. Даже учебник читать сегодняшним детям трудно, в заданном на дом параграфе им не удается найти ответ на вопрос».
Зоны риска
Естественно предположить, что функциональная неграмотность грозит выходцам из малообеспеченных семей. 60% взрослых в исправительных учреждениях США читают на уровне ниже четвертого класса. 43% взрослых с минимальным уровнем грамотности живут за чертой бедности(1). Но под ударом оказываются не только малоимущие. «Любопытно, что четыре сына Джона Рокфеллера-младшего... стали функционально неграмотными, поскольку их учили читать в экспериментальной школе Линкольна, – утверждал писатель и педагог Сэмюэл Блуменфельд (Samuel Blumenfeld) (2). – Но их не называли функционально неграмотными. Их называли «дислексиками», изысканное слово для того же самого состояния». Мария Фаликман с этим не согласна, по ее мнению, дислексия и функциональная неграмотность – разные вещи: «Дислексия – неврологический диагноз. У людей с дислексией наблюдаются нарушения в функциональной организации мозга». И хотя для наблюдателя проявления дислексии и функциональной неграмотности выглядят одинаково, вторая, в отличие от первой, «излечивается» без терапии, путем обучения.
К сложному – от простого
«Я решила прочесть умную книжку, чтобы меня перестали считать хорошенькой дурочкой, – рассказывает 23-летняя фотомодель Зинаида. – Но я заметила, что читаю одну и ту же страницу раз за разом и все равно ничего не понимаю!» В обучении важно соблюдать принцип «от простого к сложному», напоминает Мария Фаликман: «Нет смысла сразу браться за большие тексты. Начинать лучше с небольших фрагментов, может быть, даже с предложений, затем переходить к рассказам и так, поэтапно, продвигаться к более сложным уровням». Но чтобы понимать смысл текста, мало умения читать и способности обдумывать прочитанное, нужна еще и культурная грамотность.