Простая математика: как преподаватель мехмата зарабатывает 76 млн рублей в год на детских играх
После окончания мехмата МГУ Дарья Ермакова начала преподавать в математической спецшколе и на родном факультете. Но через семь лет осознала, что в математике ей не хватает эмоций и безрассудства — того, что встречается только в реальной жизни. Так в 2010 году Ермакова решила заняться бизнесом – придумывать и продавать собственные настольные игры.
В задумке бизнеса про настольные игры Ермакова объединила все сразу: детей, математику, детские воспоминания про собственную коллекцию настольных игр и поддержку мужа (супруг Ермаковой — директор магазина игр и игрушек «КубиРуби»). Кроме того, подруга Ермаковой предложила несколько идей для игр. Одна из них — «Головоноги» — хит продаж и по сей день, через семь лет после запуска бизнеса.
Стартовый капитал – 100 000 рублей – предпринимательнице обеспечили родители, подарившие деньги на рождение третьего ребенка. «Я могла бы потратить эти средства на кофточки и сережки, но решила инвестировать в бизнес», — рассказывает Ермакова. Помимо нее учредителями «Простых Правил» стали ее муж и сестра Мария со своим супругом. Стартовый капитал составил 200 000 рублей, которые обе семьи вложили пополам. «Мы тогда, в 2010 году, начали работать с бешеной скоростью во всех направлениях: рисовали эскизы, искали типографии, отбирали авторов игр и писали технические задания. Был какой-то удивительный запал и ощущение всемогущества», — вспоминает Ермакова.
Под одну гребенку
«На старте в 2010 году у нас был написанный черновой вариант бизнес-плана и шесть идей для игр», — рассказывает предпринимательница. Вскоре она привлекла художников-фрилансеров, которые визуализировали идеи Ермаковой и оформляли игры. Ермакова решила печататься не в Китае, а в России, поэтому потребовалось много сил, чтобы найти качественную типографию.
Однако через пять лет Ермакова столкнулась с проблемой несанкционированного копирования и воровства идей. По словам предпринимательницы, проблема рынка настольных игр заключается в том, что идея и механика игры никак не защищены авторским правом. Хотя большое значение имеет репутация, ничто не мешает какому-нибудь издательству просто взять и скопировать игру. «Компания, например, закупает у нас оптом несколько игр, а дальше их подразделение выпускает клоны наших игр», — рассказывает Ермакова. Но поскольку они используют другие изображения, обвинить их в плагиате невозможно.
Вообще копирование — расхожая практика для отечественного рынка настольных игр. Например, у американской игры «Скрабл» от компании Mattel Inc есть множество российских клонов – «Эрудит», «Словодел» и др. Та же самая история с американской игрой «Монополия», у которой есть десятки подражателей в виде «Менеджера» или «Белой вороны». «Конкурентами мы считаем всех тех, кто делает детские настольные игры. Но тех, кто копируют нас, мы конкурентами не считаем, потому что они всегда будут позади», — говорит Ермакова.
Первые в своем роде
В 2010 году, до появления «Простых Правил», настольные игры, конечно, на рынке присутствовали, но все они носили характер обучающего пособия – стремились научить говорить, читать, считать. Например, популярный скрабл «Эрудит» учил составлять слова, «Монополия» — обращаться с деньгами. Другой популярный тип настольных игр советского наследия - шашки и шахматы. Но их, опять же, можно было отнести к развивающим играм. А вот, по словам Ермаковой, настольных игр в виде детско-родительского семейного досуга, суть которых — развлечение, не было. В 2010 году «Простые Правила» оказались первопроходцами, хотя на Западе именно такой тип игр считался классикой.