Проект беспилотных грузовиков Starsky Robotics с инвестициями фонда Дмитрия Гришина закрылся: что произошло и почему
Стартап успешно тестировал свои проекты, но не смог привлечь деньги для продолжения работы — инвесторы разочаровались в рынке автономных автомобилей.
Сооснователь компании по разработке беспилотных грузовиков Starsky Robotics Стефан Зельтц-Аксмахер (Stefan Seltz-Axmacher) объявил в блоге на Medium о закрытии проекта, который существовал с 2016 года. В публикации он подробно объяснил причины решения и рассказал о проблемах беспилотного транспорта.
Компания разрабатывала системы, которые позволяли грузовикам ехать без водителя, но под удалённым контролем оператора — профессионального шофёра. Грузовики Starsky могли бы ездить на автопилоте по шоссе и переключаться на дистанционное управление при выезде с автомагистралей и на узких улицах.
По словам Стефана, подход компании был правильным, но рынок был перегружен обещаниями прорывного ИИ, которые не выполнялись, что снизило интерес инвесторов к проектам в этой сфере. Более того, множество технологических IPO 2019 года «отняли много сил» у технологической индустрии, а грузоперевозки находились в состоянии рецессии около 18 месяцев.
В своём заявлении Стефан перечисляет проблемы индустрии, которые не только погубили Starsky Robotics, но и грозят разорениям множеству других разработчиков беспилотников.
Какие проблемы в индустрии видит Стефан
У индустрии беспилотников есть много проблем: технологии развиваются медленно, масштабных примеров развёртывания пока нет, бизнес-модель роботакси ещё не выработана. Но самая большая сложность в том, что скорость развития машинного обучения не соответствует амбициозным заявлениям вокруг проектов, — это не искусственный интеллект, а лишь сложный инструмент сопоставления шаблонов.
В 2015 году все думали, что их детям не придётся учиться водить машину. Контролируемое машинное обучение под эгидой ИИ развивалось очень быстро, всего за несколько лет оно перешло от распознавания кошек к более-менее корректному вождению. Казалось, что ИИ будет развиваться экспоненциально согласно закону Мура, что сделало бы людей-водителей экономически неконкурентоспособными в ближайшем будущем. Но к 2020 году корпорации перестали заявлять о скором создании ИИ и согласились с тем, что до появления массового автономного транспорта осталось ещё не менее 10 лет.Стефан Зельтц-Аксмахер
Самая сложная часть создания ИИ — это не создание системы для решения редких и сложных задач, а поиск всё более точных данных, которые нужны для обучения модели машинного обучения, говорит Стефан. Чем лучше модель — тем сложнее найти подходящие для её обучения данные.