15 мыслей Мартина Иванова
Постоянный дублер Джеймса Бонда и Джейсона Борна, трехкратный обладатель «каскадерского «Оскара» — премии Taurus — о деньгах и разбитых автомобилях.
1О выборе профессии
Я занимался ралли и даже выигрывал чемпионат, но автоспортом в нашей стране зарабатывать невозможно. Я все время только тратил. Когда же меня впервые пригласили в кино в качестве каскадера, оказалось, что там можно так же гонять на машине, но только не платить за это, а, наоборот, получать.
2О страхе
Я не боюсь выполнять трюки. Некоторые каскадеры, бывает, отказываются от каких-то вещей, но я их не понимаю. Все же обычно просчитано! В фильме «Превосходство Борна» я стал дублером Мэтта Деймона как раз после того, как британский каскадер решил, что трюк, в котором машина в полете врезалась в грузовик, слишком опасный, и не стал садиться за руль. Я заменил его и потом дублировал Деймона во всех фильмах о Борне.
3О заработке
В нашем кино люди привыкли зарабатывать только на съемках, в Голливуде же после выхода фильма ты еще несколько лет получаешь проценты от его продаж на цифровых носителях.
4О пленке
Трюки в фильмах, снятых на «цифру», выглядят ненатурально, будто кадры из компьютерной игры. В пленке больше экшена и жизни, поэтому ту же бондиану снимают по старинке.
5О подстраховке
Все помешались на безопасности. На некоторых проектах строят автомобили на пульте управления и сталкивают их дистанционно. Каскадеры могли бы сделать это лучше, и не надо думать, что они плохо защищены: пилот в огнеупорном комбинезоне сидит в спортивном кресле, пристегнутый 5‑точечным ремнем и окруженный каркасом из труб. На его плечах устройство HANS — накладка, к которой ремешками пристегнут шлем, чтобы при резкой остановке не травмировалась шея, а под рукой кнопка включения системы пожаротушения.