Прима-балерина Диана Вишнева и российские хореографы о танце, мужественности и фильме «Слепок»
В преддверии премьеры совместного фильма «Слепок» фестиваля Context. Diana Vishneva, Aksenov Family Foundation и Пушкинского музея GQ поговорил с ведущими хореографами России о понятии гендера в танце и обществе, красоте человеческого тела и современном балете.
31 марта в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера фильма «Слепок». Масштабного для российского искусства проекта, который соединил в себе художественный дуэт танцовщиков во главе с прима-балериной Дианой Вишневой и произведения искусства ГМИИ им. Пушкина. Фильм – отражение пяти исторических эпох и пяти залов и коллекций знаменитого музея в форме танца. В интерпретации пяти хореографов – Константина Семенова, Андрея Короленко, Анны Щеклеиной, Александра Фролова и Лилии Бурдинской – в фильме «ожили» Античность, Древняя Греция, Рим, Средние века и Ренессанс.
Мы решили выяснить, как создавался фильм на стыке нескольких видов искусства одновременно, какими современные хореографы увидели людей разных эпох и как создать танец, который соединяет прошлое и будущее.
Как вам пришла идея создания фильма «Слепок»?
Диана Вишнева: В момент локдауна мы остались без возможности сцены и театра, музеи – без посетителя, все ушло в онлайн. Мы с командой моего фонда искали варианты альтернативных проектов взамен ранее запланированных. Мы точно знали, что хотим продолжать двигаться в направлении изучения синтеза искусств в разных формах. При этом съемка на камеру выглядела абсолютно реалистичной. Далее мы соединились с Фондом Аксенова в идее, что было бы интересно объединить хореографов моего фестиваля и композиторов фонда. Пушкинский музей был другом и партнером и Фонда Аксенова, и моего фестиваля Context. Все сошлось. Вместе мы придумали создать онлайн-перформанс в залах музея.
Но тогда мы еще не понимали, насколько многозначным, многослойным по смыслам получится наш фильм. Каждый из нас шел на эксперимент: режиссер никогда ранее не работал с танцем, у хореографов не было опыта полного метра в кино, а музей прежде не видел себя через живую пластику человеческого тела. Поэтому соединилось все: разные поколения, стили и мышления. Каждый искал свое отношение с прошлым, выражал свое понимание эпохи. Фильм можно считать исследованием на тему того, как в современности отзывается прошлое. Каким языком сегодня мы говорим с историей.
Как известно, балетная среда очень консервативна. Как вам кажется, как меняются понятия о женственности и мужественности в современном балете? И меняются ли вообще?
Женственность и мужественность меняют формы в контексте своего времени, но суть их остается, а танец это только подчеркивает в любой период истории. Балет не исключение. И он, несмотря на свою кажущуюся консервативность, постоянно изменяется, эволюционирует, а вместе с ним женственность и мужественность танцовщиков. Проявляя себя в разных формах и стилях, создавая новые языки в танце, в то же время они остаются неизменными как основы хореографии.
Какая из 5 эпох, представленных в фильме, вам ближе всего?
Каждая эпоха прекрасна по-своему и дала искусству то, что сегодня составляет его мировое наследие. В каждой находишь свое вдохновение. Тем более что мой образ в фильме – это путеводная нить, связывающая все эпохи с настоящим. Я не оцениваю их, а прохожу сквозь них, наблюдаю со стороны. Отражаю их события и память в современности.