«Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании
«Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании
Как стать эффективнее благодаря пандемии
Хотя количество самозанятых в России стремительно растёт, сервис Profi.ru во время карантина испытывал значительную нехватку специалистов. Чёрный лебедь прилетел к нам три раза.
- Во время пандемии больше 60% мигрантов вернулись за рубеж, поэтому строительные компании начали массово перекупать наших специалистов.
- Ограничения на передвижения по городу начались как раз в сезон подготовки к ремонту, в апреле — мае. Обычно в это время мы агрессивно привлекаем специалистов, но в этот раз такой возможности не было, т. к. мы не знали, коснутся ли ограничения частных специалистов.
- К нехватке специалистов добавился и повышенный спрос на ремонт. Из-за пандемии все стали больше времени проводить дома и на дачах, активно их ремонтировать. Получилось, что одновременно нужно больше ремонта, а специалистов разобрали.
Нехватка специалистов — последнее, что мы ожидали от пандемии. Казалось, что часть людей потеряют работу и станут специалистами Profi.ru. В итоге не хватало специалистов во всех специальностях, но в ремонте была полная катастрофа.
После крайне успешного начала года мы внезапно оказались в очень сложной ситуации.
Sequoia Capital выпустила знаменитое письмо «Винтер из каминг», и наши инвесторы, вторя ей, просили просчитывать самые пессимистичные сценарии развития событий.
Мы разработали три сценария изменений рынка и обновляли их каждую неделю, а иногда и чаще. В каждом из них был свой уровень сокращения расходов. У нас даже был вариант под кодовым названием «Армагеддон». В нём выручка падала больше, чем на 50%, и нужно было сокращать часть людей. К счастью, до этого сценария рынок услуг не дошёл.
Я сначала нервничал, что мы так много времени тратим на моделирование, а потом понял, что именно это упражнение даёт мне и всей команде гораздо больше уверенности и спокойствия даже в самой волатильной ситуации. Теперь я благодарю наших инвесторов Baring Vostok за то, что они так настаивали на просчёте всех вариантов.
В итоге из-за пандемии по заказам мы выросли всего на 30% вместо 70% запланированных. Несмотря на это, экономика компании по сравнению с прошлым годом улучшилась в два раза за счёт повышения операционной эффективности во всех областях. Мы стали лучше делать маркетинг, закрывать заказы, разрабатывать продукт. Это позволило нам к сентябрю выйти на операционную прибыль. В 2021 году мы будем прибыльными, если не решим снова разгонять рост.
Особенно трогательна была реакция сотрудников на трудности компании. Вместо сокращений мы спросили, готовы ли они временно, в долг, отказаться от части своей зарплаты. В среднем люди согласились на два месяца отказаться от 30% компенсации. А когда я увидел, что несколько людей отказались от 100% ЗП, — я расплакался. Я знал, что они крутые, но даже и не подозревал, насколько можно на них положиться. Ни один человек не ушёл из компании из-за временных сложностей.
Весной мы обычно проводим engagement survey, чтобы измерить вовлечённость команды. В этом году опрос мы отменили, потому что сложно придумать более честный замер вовлечённости, чем добровольный отказ от части своей ЗП.