Китаист Бронислав Виногородский — на каких условиях возможен разворот на Восток?

Правила жизниОбщество

«У китайцев есть ощущение, что западному миру их не понять»

Главный редактор «Правил жизни» Сергей Минаев обсудил с китаистом Брониславом Виногродским, на каких условиях возможен пресловутый разворот на Восток, чем принципиально сказанное отличается от сделанного, а также планы на тысячу лет вперед.

Бронислав Виногродский, китаист

Сергей Минаев: Последние полгода на всех уровнях мы обсуждаем поворот на Восток. Говорим о том, что начнется новый этап отношений с Китаем. При этом никто не представляет себе, что такое Китай. Есть какие-то стереотипы – загадочный, перенаселенный, богатый. Но на чем держится Китай, русский человек не знает.

Бронислав Виногродский: Это правда. Мы запутались в социалистических гонках, все представления – из той эпохи. В силу того что (с западной точки зрения) китайцы ведут себя нелогично, хочется придумать себе, что у них что-то не в порядке с башкой. Поэтому, когда Китай говорит: мы никогда не откажемся от завоеваний социализма, но при этом будем строить рыночную экономику – им никто не верит. Намто хочется побыстрее отказаться от завоеваний социализма. Очень хотелось иностранного. А Китай…

В 1980-х Дэн Сяопин говорит о социализме с китайской спецификой. А затем предлагает идею «одно государство – две системы». Китай един, при этом в Гонконге и Макао другие экономические и политические системы. Затем уже Си Цзиньпин заявляет инициативу «один пояс – один путь». Сначала ее никто не понял. В Китае все только прохавали, что под нее бабки дают. Никаких документов нормативных не выдвигалось, не создавалось никаких структур, никакой институализации. Но инициатива пошла. Для Китая это как игра в го, вот эти шашки. Они тут шашку поставили, там поставили. Бразилия, Венесуэла, Африка, Пакистан, Средняя Азия. А сейчас начали эти шашки соединять.

Сергей: В твоем представлении современный Китай – что за система? Понятно, что «социализм с китайской спецификой» – это общая формулировка для иностранцев.

Бронислав: Их система – это попытка соединить общую конструкцию конфуцианского и этнического технологизма с достижениями науки и современными трендами. Конечно, фундаментом китайского мышления остаются традиционные труды – «Четверокнижие», «Пятиканоние», эти великие учения. Набор образовательных пособий, которые учат человека думать определенным образом.

Я постоянно изучаю традиционные тексты. Смотрю какие-нибудь записи об обрядах, «Ли цзи» и понимаю: вот почему китайцы поступают так, а не иначе! Изучаю «Книгу перемен» и вижу, чем они себя мотивируют, на основании чего выстраивают свои стратегии.

Более того, у китайцев есть ощущение (и не напрасное!), что западному миру их не понять. Они и сами, надо сказать, в западном дискурсе не сильны. У них не получается говорить красиво на английском языке. Начинают городить огород, и все равно рожа Конфуция выглядывает, курносая такая.

Сергей: После начала больших экономических реформ в Китае прошло уже почти тридцать лет. Китайцы стали выезжать за границу, ездить в Европу, Америку, получать там образование. В среднем население стало богаче.

Бронислав: Значительно, на порядок.

Сергей: Почему китайцы не пытались вестернизироваться? Они смотрели те же фильмы, что и мы, у них формировалась поп-культура, как на Западе.

Бронислав: Как же не пытались? Они не просто пытались, они и начали вестернизироваться. Огромными темпами, в ущерб многому. Китайцы понаделали огромное количество глупостей из-за этого. Мои знакомые говорят: ну где там, Броня, твой традиционный Китай!? Мы разговаривали с молодежью, они вообще не имеют о нем представления! Но это не так. Все вшито в язык. Сама прочность китайской системы, мышления на уровне языка – настолько велика, что ее не поломаешь.

У нас, как и у англичан к примеру, язык приспособлен все в себя впитывать, переваривать, приспосабливать. Так, английское слово «хайп» у нас становится «хайпушечкой». А у китайцев – в любом случае иероглифика, и если система и принимает понятие, то принимает своими словами. Эти слова начинают поддавливать изнутри, и так, конечно, идет вестернизация.

Посмотри, все китайцы ходят в западной одежде, все скупают – мы видим давки в «Луи Виттонах»; производят все айфоны мира. Знаешь, лет пятнадцать назад я писал, что Китай так устроен: пришли маньчжуры или монголы, завоевали, осмотрелись и говорят: о, слушай, как у них тут хорошо было, давай мы здесь и организуемся, внутри этой системы. Проходит сотня лет, и нет ни маньчжурства, ни монгольства, потому что сама структура китайского мышления их приняла, перемолола, переварила и превратила в китайское. И то же самое будет в Китае с евро-атлантической системой ценностей.

Сергей: Насколько у Китая – как у государственной системы – большой горизонт планирования?

Бронислав: Тысяча лет.

Сергей: Ты не шутишь?

Бронислав: Не шучу.

Сергей: Ну как? Сидят люди в министерстве промышленности и говорят: мы сейчас не будем подписывать контракт с русскими, нам нужно понимать, куда этот контракт нас через тысячу лет приведет. Так?

Бронислав: В определенной степени. Они мыслят на тысячу лет вперед, и вопрос перед ними стоит так: нам нужно вообще подписывать контракт с Россией или нет. Там был такой чудесный император Ли Шиминь, в VII веке нашей эры он основал династию Тан. С моей точки зрения, величайший управленец всех времен и народов. Антология танской поэзии насчитывает 48 тысяч стихотворений 2200 выдающихся поэтов. Это чтобы масштаб себе представить. Ли Шиминь сформулировал доктрину: «чтобы сделать что-то новое, надо подытожить старое». Основными его советниками были историки. Когда ты начинаешь изучать китайскую историю, что ты видишь? Тысячу лет назад была династия Сун. До них была династия Тан. Одно перетекает в другое. Мы же мыслим иначе. В 1984 году закончился цикл, и история обрубилась, мы попали в безвременье. На сам этот факт смотреть неохота, неудобно и стыдно. Ты помнишь, как было в 1980-е? Никто и на месяц вперед ничего не планировал. Мы не понимали, что нас ждет. Постепенно начали планировать на год-полтора, самые смелые – на пять. Сейчас уже кто-то на тридцать лет вперед закладывает, пытается в будущее глядеть – потому что у России снова появилось прошлое. Появились наши 1990-е. Реперные точки отсчета, по которым ты выстраиваешь траекторию в будущее. А у китайцев это все давно позади. Какой-нибудь император Лю Бан, который правил во втором веке до н.э., – часть их системы до сих пор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мангалорец Мангалорец

Самые странные, дикие и нелепые примеры русско-азиатской культурной интеграции

Правила жизни
В поисках северного сияния В поисках северного сияния

Самое время вспомнить о вечности: куда ехать в поисках северного сияния?

Караван историй
Темное начало Темное начало

Для Серебрякова важно рассказать историю тем языком, который для нее нужен

Правила жизни
Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе Artik & Asti. Группа Artik & Asti — первое большое совместное интервью в новом составе

Artik & Asti поделились впечатлениями от совместной работы и рассказали о планах

ЖАРА Magazine
Неудобное искусство Неудобное искусство

Закат цивилизации: движение культуры на Запад, Афродита-азиатка и амфоры-гробы

Правила жизни
Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы Болезнь Бехтерева — новая эпидемия: как не пропустить первые симптомы

Как распознать аксиальный спондилоартрит?

Psychologies
Алена Прекрасная Алена Прекрасная

От артиста ожидаешь всякого. Но точно не скромности и кротости

VOICE
Бумажный пакет дорожает из-за любви к природе Бумажный пакет дорожает из-за любви к природе

Розничные сети продают бумажные пакеты с большой наценкой

Эксперт
Как слышится, так и пишется Как слышится, так и пишется

Пять художников и иллюстраторов изобразили, как представляют себе музыку

Правила жизни
Радио геноцида: за что в Гааге судят мультимиллионера из Руанды Радио геноцида: за что в Гааге судят мультимиллионера из Руанды

Один из самых массовых геноцидов в истории

Forbes
Основатель спа-клиники «Восточный Экспресс» — о бьюти-потенциале Дубая Основатель спа-клиники «Восточный Экспресс» — о бьюти-потенциале Дубая

В каком направлении движется мировая индустрия велнес-услуг

РБК
Юная отцеубийца Юная отцеубийца

Она стала символом бунтарства и не оставила равнодушным никого

Дилетант
Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле Месть умершей ведьмы: история проклятого дома в Харрисвилле

Фильм ужасов «Заклятие» считается одним из самых страшных в истории жанра

VOICE
Простить себя и принять реальность. Лайфхаки по преодолению кризиса от стоиков Простить себя и принять реальность. Лайфхаки по преодолению кризиса от стоиков

Отрывок из книги «Стоики побеждают» — почему философия стоиков все еще актуальна

Inc.
Звёздная болезнь Звёздная болезнь

Почему появляются сосудистые звёздочки и как с ними справляться?

Новый очаг
Что стоит за страхом потерять контроль над собой? Ответ ученых Что стоит за страхом потерять контроль над собой? Ответ ученых

Как страх потерять контроль над собой может помочь в лечении других пациентов

ТехИнсайдер
Психолог объяснила, как оставаться счастливым в кризис несмотря ни на что Психолог объяснила, как оставаться счастливым в кризис несмотря ни на что

Можно ли в кризисное время радоваться жизни? Разбираемся вместе с экспертом

Psychologies
Кризис и безработица: что делать, если вас уволили, — почитайте советы психологов Кризис и безработица: что делать, если вас уволили, — почитайте советы психологов

Как обрести устойчивость и найти себя в новых рабочих обстоятельствах?

Psychologies
Почему с возрастом детям трудно засыпать днем? Отвечают ученые! Почему с возрастом детям трудно засыпать днем? Отвечают ученые!

Наш сон зависит не от возраста или усталости, а от развития мозга

ТехИнсайдер
Индия Индия

Есть ли у Индии постоянные союзники — или только постоянные интересы?

Правила жизни
Новости медицины Новости медицины

Как быть счастливыми и здоровыми, почему музыка помогает после инсульта и другое

Лиза
Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами Нет косметике и K-Pop: как феминистки Южной Кореи борются со стереотипами

Как женщины Южной Кореи борются с патриархатом

Forbes
Деловая токсичность: 5 пассивно-агрессивных фраз в рабочей переписке Деловая токсичность: 5 пассивно-агрессивных фраз в рабочей переписке

Вежливые фразы из рабочих переписок, которые бессознательно раздражают

Psychologies
Комедия одного положения Комедия одного положения

Смех без разрядки в фильмах Георгия Данелии

Weekend
Как жили поэты и писатели Серебряного века в эмиграции: мемуары Ирины Одоевцевой Как жили поэты и писатели Серебряного века в эмиграции: мемуары Ирины Одоевцевой

Ирина Одоевцева — мемуаристка, воссоздавшая повседневность Серебряного века

Forbes
Футбол – больше, чем все Футбол – больше, чем все

В футбол играют ногами и головой. Разве не странно?

Вокруг света
Секс с новыми вводными Секс с новыми вводными

Секс — это в первую очередь мозги

Men Today
Дым, картошка и дорогие часы. Все о самых опасных схемах мошенников Дым, картошка и дорогие часы. Все о самых опасных схемах мошенников

Разбираемся, как не стать жертвой преступников

РБК
У пациентов с недавно диагностированной деменцией выявили повышенный риск суицида У пациентов с недавно диагностированной деменцией выявили повышенный риск суицида

Как риск суицида зависит от диагностированной деменции

N+1
Тула. Cтаринная, сладкая, музыкальная и оружейная Тула. Cтаринная, сладкая, музыкальная и оружейная

Тула занимает верхние строки в рейтингах путешествий на осенние выходные

Лиза
Открыть в приложении