Какими должны быть сказки, для кого автор пишет и ходят ли дети в библиотеки

Правила жизниРепортаж

Лучшие сказки пишутся для себя

Какими должны быть сказки в современном мире, для кого автор пишет сказки, ходят ли дети в библиотеки – эти и другие вопросы по приглашению «Правил жизни» обсудили двое сказочников, художник, издатель и директор Дома творчества «Переделкино».

Валентина: Тема нашего круглого стола: «Откуда сегодня берется волшебство в сказках и может ли оно исчезнуть?» Вообще, как вам кажется, что сегодня является сказкой и в каком виде она попадает к детям?

Дарья: Это в первую очередь приключение. Путешествие за границами реальности, которое несет какой-то важный смысл (ритуальный, культурный или просто воспитательный). Сначала сказки читают родители, с каждой книжкой границы мира ребенка расширяются, потом просыпается фантазия, и ребенок уже сам сочиняет. Это очень важная функция сказки – учить мыслить вне предметного мира, который нас окружает. Как она попадает к нам? Да отовсюду, в принципе. Все что угодно может отправить ребенка или взрослого в приключение.

Валентина: Можно я задам вопрос вам не только как руководителю «Переделкино», но и как маме? Чувствуете ли вы разницу между тем, как сказки попадали в вашу жизнь, в ваше детство, и тем, как они попадают к вашим детям?

Дарья: Я думаю, что в этом отношении ничего не меняется. Если речь о новых технологиях, то я думаю, что игровые и мультимедиа-миры любовь к сказке и сказочным мирам только усилили. При этом в «Переделкино» по-прежнему самое популярное место – это дом Чуковского и чудо-дерево рядом с ним. И библиотека, которую построил Корней Иванович для соседских детей, до сих пор жива и работает. Туда все время приходят, приносят книги. Технологии технологиями, но традицию несут люди.

Лана: Я бы сказала, что для меня сказки – это в первую очередь связь поколений. Ну и способ сформировать у детей культурные и моральные ценности, конечно. Есть такой забавный момент: дети часто влюбляются в сказки не с первого раза. Но со временем начинают ценить их – знаете, за что? За предсказуемость сюжета, за то, что добро в конце всегда побеждает зло.

Валентина: Вот я про себя могу сказать, что в детстве для меня это был способ уйти от реальности (в хорошем смысле этого слова) и получить какой-то новый опыт, который в реальности я получить не могла, хотя очень хотелось. И наверное, самый болезненный для меня момент со сказочной книжкой был связан с тем, что мое воображение добавляло сказке огромное количество деталей, а потрогать и увидеть все это я не могла. Такое удовольствие, но всегда немного болезненное.

Алексей: Мне кажется, тут нет разночтений. Мы все примерно понимаем, что сказочная история – это история, в которой создается второе пространство – со своими внутренними законами, правилами, существами, которые там обитают. Часто это пространство более достоверно, важно и значимо для ребенка, чем реальность, которая его окружает. Именно поэтому сказки могут быть местом, куда люди прячутся, местом, которое дает людям силу. Именно поэтому мы со сказками не расстаемся в нашей карманной вселенной, которую мы носим с собой.

Валентина: Почему ты сказал, что сказки бывают важнее, чем реальность?

Алексей: Потому что на самом деле реальности не существует. Она в голове. Мы так или иначе создаем для себя свои собственные истории или читаем какие-то истории и наполняем свой собственный мир. И они могут быть важнее, чем что-то внешнее, они могут быть значимее. Я уверен, что сказки сочиняли даже в концентрационных лагерях. Это базовая потребность человека – сочинять сказки.

Валентина: Для кого авторы сегодня пишут, а издатели издают сказки? Для родителей или для детей?

Лана: Давайте я попробую ответить от лица издателя. Мне кажется, что автор пишет прежде всего для детей. И, как правило, его цель не просто развлекать, но и передавать какие-то важные уроки и ценности. Дружба, справедливость, любовь, доброта. Особенно в последний год актуальные темы. Что касается издателя, то хороший издатель работает для всей семьи. Я к этому мнению пришла, наверное, пару лет назад, когда анализировала наш редакционный портфель. Мы решали, нужны ли нам вообще сказки. Выяснилось, что это достаточно частая история: вот есть сказка «Лисичка со скалочкой», мне ее читала бабушка, а я теперь читаю своим детям. Такая маленькая семейная традиция. Это, пожалуй, основная причина, по которой мы издаем сказки.

Дарья: Я хочу от себя добавить, что, по моему (читательскому) наблюдению, лучшие сказки пишутся для себя. Когда автор пишет книгу про себя, для себя, на основе своих наблюдений, тогда получается вещь совершенно невероятная: сказочный мир не придуман искусственно, а создан вокруг личности. Примеров тому большое множество.

Алексей: Конечно. Я для себя пишу сказки. Если мне неинтересно, я не пишу. Что тут думать-то? Даже сказка на заказ пишется для себя, потому что если ты пишешь сказку без фана, без драйва, то сказки не получится. Получится ужасно унылое сочинение «Как я провел сказочное лето». Другое дело – сказка как объект издательской политики. Ты как-то смешиваешь в вопросе одно с другим.

Валентина: Это смешиваю не я, а жизнь.

Алексей: Нет, ты пишешь, а тебе говорят: вот эта книжка не имеет коммерческой перспективы, а эта – имеет. Я могу про себя сказать, у меня есть такая. Я ее нежно люблю, но непонятно, как ее позиционировать на рынке, поэтому она подвисает. Это «Кролы и цаки». Там герои – животные. Из-за того что они животные, книжка в восприятии читательском – про зверюшек. Но там не про зверюшек, там нормальная подростковая история. Мне нравится, я не собираюсь от нее отказываться, но при этом я знаю, что вряд ли ее продолжение возьмут, потому что нет отклика.

Валентина: Окей, автор пишет для себя. Как не уйти при этом в психотерапевтическую работу со своими личными проблемами? Следует ли оберегать от них ребенка, который возьмет твою книжку в руки и будет читать? Он не «отравится»?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андреевский крест Андреевский крест

Андрей Малахов дает большое интервью Сергею Минаеву после ухода с Первого канала

Esquire
Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет Целлюлит победить легче, чем кажется — вот что тебе поможет

Целлюлит — косметический дефект, не понаслышке знакомый 90% женщин

VOICE
Вечный фашизм Вечный фашизм

Предлагаем вниманию читателей знаменитое эссе писателя и философа Умберто Эко

Дилетант
Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее Основатели Simple — о 30-летии бренда и планах на будущее

Основатели Simple — зачем нужно покупать вино, разлитое в год рождения детей

РБК
«Сколько ты зарабатываешь?»: стоит ли говорить родственникам о своих доходах и расходах «Сколько ты зарабатываешь?»: стоит ли говорить родственникам о своих доходах и расходах

Важно ли скрывать, сколько вы зарабатываете от родственников?

Psychologies
Людмила Бабушкина: «Мы обязаны держать планку на высочайшем уровне» Людмила Бабушкина: «Мы обязаны держать планку на высочайшем уровне»

Как обстоят дела с реализацией социальных программ в Свердловской области?

ФедералПресс
Шарик, стрелки, космонавт Шарик, стрелки, космонавт

Рассказ Алексея Сальникова о Новом годе и украшении елки

Правила жизни
Открытый тупик Открытый тупик

Как Хамфри Богарт превращал любой финал в хеппи-энд

Weekend
На худой конец На худой конец

Как быть при осечке в сексе

Men Today
Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов

Как затерянный в стене квартиры цезий уносил жизни одну за другой

ТехИнсайдер
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
Женщины поймут Женщины поймут

Энрика Антонелли: в чем идея новой коллекции под лозунгом Made by Italian Women

Grazia
Легенда о старце Легенда о старце

Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

Дилетант
Смекалка и готовность к худшему: как женщины строят карьеру в Латинской Америке Смекалка и готовность к худшему: как женщины строят карьеру в Латинской Америке

Как женщины развивают свои бизнесы в условиях мачистской культуры?

Forbes
«Видеть тебя не могу»: умеют ли животные обижаться? «Видеть тебя не могу»: умеют ли животные обижаться?

Всем своим видом животные могут показывать, что обижены! Так ли это?

Psychologies
Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
Илья Попов Илья Попов

Илья Попов собрал самую большую в России коллекцию дизайнерских игрушек

Собака.ru
Вечность пахнет нефтью Вечность пахнет нефтью

«Лэндмен»: нефтедобытчики куют американскую мечту

Weekend
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Белорусский феномен Белорусский феномен

В июне в Минске прошла II Международная выставка индустрии безопасности

Обозрение армии и флота
Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров

Как Джек Ковин основал бургерную империю Hungry Jack’s

Inc.
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Ананас Ананас

Польза ананаса, ананасовая диета и рецепты с этим фруктом

Здоровье
Два вальса Два вальса

Грибоедов писал немало музыкальных произведений, однако большинство не записывал

Знание – сила
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
Почему на самом деле у металлических крышек для бутылок ровно 21 зубец и зачем они вообще нужны Почему на самом деле у металлических крышек для бутылок ровно 21 зубец и зачем они вообще нужны

Почему у металлических крышек для стеклянных бутылок ровно 21 зубчик?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении