Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историйЗнаменитости

Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

«В девяностые у меня родители стояли на рынке ЦСКА, продавали одежду. На стадионе был рынок, у всех, кто торговал, были железные контейнеры, и у родителей тоже. Так и стояли: здесь контейнеры оперных, там — балетных, дальше — драматических».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Анастасия Москалева/из архива Е. Николаевой

Елена, вышел сериал «Лихие» Юрия Быкова. Это именно тот проект, в который вас сначала не взяли, а после того, как с большим триумфом прошел сериал Федора Бондарчука «Актрисы», вам сказали: «Мы вас хотим!»

— Кастинг на этот проект делала моя подруга и прекрасный кастинг-директор Татевик Залинян. Я очень долго пробовалась — несколько раз в течение года. Потом мне сказали: «К сожалению, тебя не утвердили». Я очень расстроилась и написала Юрию Быкову, режиссеру: «Ты лучше меня никого не найдешь на эту роль». Он ответил: «Я согласен».

На этом мы и закончили. Мы же понимаем, что есть продюсеры... Но тут выходят «Актрисы», и буквально на следующий день мне звонит Тата: «Лена, да!» Я очень обрадовалась и в то же время подумала: «Ну как же так, что же поменялось?» Пробы же были изначально хорошие, я понимала, что это прямо моя роль.

В общем, к счастью, все прекрасно сложилось. С Юрой великолепно работать, он очень крутой актерский режиссер.

Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Что значит крутой актерский режиссер?

— Вот сцена, и вроде бы ты понимаешь, как играть, а Юра просто сидит на стуле и молчит. Думаю, надо репетировать, а он не произносит ни слова. Молчит, молчит, вдруг встает, берет тебя за руку: «Говори текст». Ты начинаешь говорить текст, а он вместе с тобой начинает ходить. И ты понимаешь, что сейчас рождается очень крутая сцена. Я не видела, чтобы так еще кто-то работал. Все на длинных оценках, на паузах. Чего стоит крупный план во второй серии, когда моя героиня лежит на кровати во время секса и не видно больше никого. Я думаю: «Ничего себе! Как смело — и один крупный план на целую минуту!»

— Что было самым сложным на съемках «Лихих»? Быков ведь знал, что вы готовы на все и абсолютно бесстрашны. Вы уже после «Актрис» заявили это, и вас услышали. На что пришлось пойти в этой роли?

— У нас есть очень откровенные сцены. Сцена секса в туалете в «Актрисах» – цветочки по сравнению с тем, что было у Юры. Но даже перед этой сценой у меня не было страха. И конечно же, Артем Быстров, мой партнер, который играл мужа, очень помог. Мы друг другу помогали – через шутки, через легкость, очень много смеялись с Артемом. Вся группа вышла, когда мы это снимали, остались только оператор, второй режиссер и осветитель. И как-то мы не подумали, что в этой сцене мне надо было брать телефон и выбегать за дверь. Я беру телефон, выбегаю, а там стоит вся съемочная группа и смотрит на меня... Выручил рабочий или осветитель, он откуда-то взял полотенце и быстро накрыл меня. Я говорю: «Спасибо тебе большое, ты просто спас меня». Но это было смешно...

Елена Николаева и Артем Быстров в сериале «Лихие», 2024 год. Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Когда-нибудь эти сцены увидят ваши дети. Не думаете, как они на это среагируют?

— Думаю, им будет неприятно. Я же их мама.

— Ваша дочь Вероника хочет стать актрисой, она должна понимать, что профессия требует смелости.

— Пока она не переносит, даже когда я целуюсь в кадре: «Мам, ты что, по-настоящему целуешься?!»

— Она гораздо спокойнее переносит сцены, где вы физически страдаете?

— Ну она все же актерский ребенок, знает какие-то секреты профессии.

— А что было сложного на этих съемках не морально, а физически?

— Очень много было крови, настолько, что в кадре меня в какой-то момент буквально тошнило, когда я Артема по живому прямо дома в ванной зашивала. Гримеры же там с пластикой поработали на высочайшем уровне, и все абсолютно натурально выглядело... Представляете, когда я прикасалась к нему, выливалась кровь, и мне прямо физически было плохо от этого.

— Почему вам было так важно сняться в этой истории? Не кажется, что уже есть переизбыток этой темы — 90-е годы? И это не последняя история про то время.

— Мне кажется, «Лихими» надо поставить жирную точку в теме девяностых. С Юрой же я давно мечтала поработать, потому что мне нравится его мрачное, настоящее, душераздирающее кино. И я не раз пробовалась в его картины. Мечта сбылась.

Фото: Дарья Орлова/из архива Е. Николаевой

— Как играть мать, у которой сын — убийца, муж — убийца? Это же катастрофическая история.

— Да... Но мне Юра очень помогал. Мы приходили на площадку и тут же погружались в эту атмосферу, все вокруг было одновременно и невыносимо, и прекрасно.

— Помню, как в начале девяностых я как-то раз спускалась по лестнице в подъезде, и на втором этаже — милиция, люди... Оказывается, киллер убил молодого парня, соседа. Я перешагнула и пошла в школу — ну надо же туда идти...

— У меня другие воспоминания. Я в какой-то момент открыла холодильник, а он пустой. Есть буквально нечего. Просто раз — и все исчезло. Просто нет еды.

— А мама танцует в ансамбле?

— Мама танцует. Бабушка, царствие ей небесное, конечно, дружила со всеми главными людьми в магазинах, которые доставали продукты. То есть периодически появлялась колбаса, я думала: «Ничего себе!» А в начале девяностых бабушка умерла, и стало особенно очевидно, какое вокруг все серое и мрачное....

Кстати, в девяностые у меня родители стояли на рынке ЦСКА, продавали одежду. На стадионе размещался рынок, у всех, кто торговал, были железные контейнеры, и у родителей тоже. Так и стояли: здесь контейнеры оперных, там — балетных, дальше — драматических. Чем занимались люди искусства, чтобы выжить? Были челночниками и продавали одежду...

Вот вы рассказали про киллера. А я помню, как просыпаюсь в школу и папа кричит: «Лена, Лена! Смотри!» Я выглядываю в окно, а там на козырьке лежит мертвая девушка. Вот такие девяностые были. У меня почему-то эти эпизоды отпечатались в памяти, прямо ненавижу это время.

— Улицы были тогда очень опасными, а вы — совсем юная девочка, которая занималась танцами.

— Я ходила по этим улицам, как все. Пока бабушка была жива, она, конечно, меня никуда одну не отпускала, всегда со мной за руку ходила. А потом я одна.

— Вы попадали в какие-то опасные истории?

— Ой, я много могла бы попасть. Как-то познакомилась с парнем, он ездил на шестисотом «мерседесе». А мне было лет четырнадцать. Мне казалось, классный парень на крутой машине, с которым мы туда-сюда катаемся. И в какой-то момент он говорит:

— Мы сейчас поедем туда-то.

Я говорю:

— Нет, все, мне уже надо ехать домой.

И вдруг он тормозит на Ленинградском шоссе и начинает орать:

— Значит, так, ты никто, ты молчишь, я мужчина, и я говорю, куда мы едем, тебе понятно?!

Я была в шоке. До этого было все как-то легко, никаких намеков, приставаний. Не помню на самом деле, как вырулила из этой ситуации, но ничего не случилось. Я как-то извинилась перед ним даже... Спасла дипломатия, и он отвез меня домой. И я потом очень долгое время скрывалась. Тогда это было проще — не было ни мобильников, ничего. И он по району меня долго искал, месяца два. Я видела фары, помню, как они светили, и я пряталась от этой машины. И я никому из взрослых об этом не говорила, не просила помочь. Тогда были такие правила жизни: сам попал в проблемы — сам их решил.

Но я много чем рисковала. Могла пойти и погулять ночью. Сейчас так не делаю, мне страшно, я хожу с ключами между пальцами, как с кастетом. Боюсь.

У меня вчера 15-летний сын отпросился на ночевку к другу, говорит:

— Мы едем вчетвером, будем играть в приставку.

— Хорошо, скинь адрес, куда вы поедете, к кому.

Он скинул. Я легла спать. Вдруг просыпаюсь в пять утра, вот как-то не спится. Думаю, что-то не то. В пять утра пишу Артемию, спрашиваю:

— Ты где?

— В смысле где? Мы у Миши.

— А почему вы спать не ложитесь?

— Я сейчас домой поеду.

— Время пять утра, какое домой?

Так в результате он с другом в шесть утра приехал домой, а я уже с пяти не спала. Для меня это кошмар и стресс. А я думаю, каким же кошмаром было для моей мамы, когда я в 14 лет ездила на шестисотом «мерседесе».

Фото: Софья Романова/из архива Е. Николаевой

— Когда вы потеряли эту смелость хождения ночью и закончились какой-то драйв и бесстрашие?

— С рождением детей. А до этого страхов не существовало. Я помню, потом уже, когда настали более-менее спокойные времена, мы гоняли на машине, занимались стритрейсингом. И я участвовала в гонках каждую неделю.

— За рулем?

— Нет, я была штурманом с бумажной картой, говорила водителю, куда поворачивать, куда ехать, где забирать определенную вещь или что-то, там же были задания... Мне было весело. Я сейчас понимаю, что это просто безумие и смертельный риск. Но нам это нравилось — адреналин. До сих пор помню: было одно задание — узнать, сколько в определенной аптеке стоит йод. Мы гнали от ДПС, потом приезжали просто с красными, раскаленными дисками, разворачивались через две сплошные по Садовому кольцу... Я сейчас вспоминаю и думаю: это где же была голова?! Это же просто безумие!

— Вы уже тогда были не маленькая.

— Нет, уже все были не маленькие. И мы ездили с моим тогда будущим, а теперь уже бывшим мужем и его друзьями.

— Это адреналиновая зависимость?

— Ну да, я и не отрицаю адреналиновую зависимость. У меня она была. Мне так нравился риск!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
«Мифология советского космоса». Отрывок из книги «Мифология советского космоса». Отрывок из книги

Как формировалось восприятие космоса и его покорителей в советской культуре?

СНОБ
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Для чего может пригодиться пушка Гаусса? Для чего может пригодиться пушка Гаусса?

Поиск параметров конверсии энергии магнитного поля в кинетическую энергию

Наука и техника
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Тихая охота биотехнологов Тихая охота биотехнологов

Почему грибы становятся кандидатом в «эликсиры долголетия и молодости»

Монокль
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
Ирина Понаровская. Возвращение Ирина Понаровская. Возвращение

Интервью с Ириной Понаровской

Караван историй
Камбоджийские рыбаки поймали шесть вымирающих гигантских сомов меньше чем за неделю Камбоджийские рыбаки поймали шесть вымирающих гигантских сомов меньше чем за неделю

Рыбаки из Камбоджи менее чем за неделю поймали шесть гигантских шильбовых сомов

N+1
Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!» Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

Театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает

Коллекция. Караван историй
Искусственный интеллект освоил 3D-печать Искусственный интеллект освоил 3D-печать

Аддитивные технологии включаются в производство высокотехнологичных изделий

Монокль
Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя Синдром опустевшего гнезда, часть 2: как общаться со взрослыми детьми и найти себя

Что делать внутри пустого гнезда, когда дети выросли? Жить в радость!

Psychologies
Обман зрения Обман зрения

Холод, перепады температуры и низкая влажность – серьезные испытания для глаз

Лиза
Смешанный стиль Смешанный стиль

Volkswagen, который пришел с Востока

Автопилот
Людмила Бабушкина: «Мы обязаны держать планку на высочайшем уровне» Людмила Бабушкина: «Мы обязаны держать планку на высочайшем уровне»

Как обстоят дела с реализацией социальных программ в Свердловской области?

ФедералПресс
Нужен ли детям смартфон? Разбираем мнения россиян и психолога Нужен ли детям смартфон? Разбираем мнения россиян и психолога

Смартфон для ребенка: польза и вред

Psychologies
Уйти из искусства ради искусства Уйти из искусства ради искусства

Как группа OHO сошла с художественной сцены в зените славы

Weekend
От копеечной свечи От копеечной свечи

Всё началось с того, что осенью 1664 года в небе над Англией была видна комета

Дилетант
Игра на повышение Игра на повышение

У Софьи Шидловской два события в декабре – премьера «Чайки» и «Первый номер»

Grazia
Это не шутки: что такое мемкоины Это не шутки: что такое мемкоины

Можно ли разбогатеть на меме с собачкой или лягушонком

VC.RU
«В русской литературе финалом по большей части является тоска» «В русской литературе финалом по большей части является тоска»

Любовь Аркус о том, что делает финалы великими

Weekend
Око за око, или секреты человеческого глаза Око за око, или секреты человеческого глаза

Хорошо ли мы знаем, как работает наше зрение?

Зеркало Мира
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Сверхзнание боли Сверхзнание боли

Как Даниил Андреев увидел невидимые миры и что он в них нашел

Weekend
Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России Рассеянный склероз: какое лечение доступно в России

Почему возникает рассеянный склероз и как современная терапия помогает людям?

СНОБ
Власть тайной азбуки Власть тайной азбуки

История развития криптографии

Знание – сила
Камчатка: необычному региону — необычные законы Камчатка: необычному региону — необычные законы

Приоритеты деятельности регионального камчатского парламента

ФедералПресс
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Важный гормон Важный гормон

Кортизол: за что отвечает и зачем он нужен?

Лиза
Открыть в приложении