Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историйЗнаменитости

Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

«В девяностые у меня родители стояли на рынке ЦСКА, продавали одежду. На стадионе был рынок, у всех, кто торговал, были железные контейнеры, и у родителей тоже. Так и стояли: здесь контейнеры оперных, там — балетных, дальше — драматических».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Анастасия Москалева/из архива Е. Николаевой

Елена, вышел сериал «Лихие» Юрия Быкова. Это именно тот проект, в который вас сначала не взяли, а после того, как с большим триумфом прошел сериал Федора Бондарчука «Актрисы», вам сказали: «Мы вас хотим!»

— Кастинг на этот проект делала моя подруга и прекрасный кастинг-директор Татевик Залинян. Я очень долго пробовалась — несколько раз в течение года. Потом мне сказали: «К сожалению, тебя не утвердили». Я очень расстроилась и написала Юрию Быкову, режиссеру: «Ты лучше меня никого не найдешь на эту роль». Он ответил: «Я согласен».

На этом мы и закончили. Мы же понимаем, что есть продюсеры... Но тут выходят «Актрисы», и буквально на следующий день мне звонит Тата: «Лена, да!» Я очень обрадовалась и в то же время подумала: «Ну как же так, что же поменялось?» Пробы же были изначально хорошие, я понимала, что это прямо моя роль.

В общем, к счастью, все прекрасно сложилось. С Юрой великолепно работать, он очень крутой актерский режиссер.

Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Что значит крутой актерский режиссер?

— Вот сцена, и вроде бы ты понимаешь, как играть, а Юра просто сидит на стуле и молчит. Думаю, надо репетировать, а он не произносит ни слова. Молчит, молчит, вдруг встает, берет тебя за руку: «Говори текст». Ты начинаешь говорить текст, а он вместе с тобой начинает ходить. И ты понимаешь, что сейчас рождается очень крутая сцена. Я не видела, чтобы так еще кто-то работал. Все на длинных оценках, на паузах. Чего стоит крупный план во второй серии, когда моя героиня лежит на кровати во время секса и не видно больше никого. Я думаю: «Ничего себе! Как смело — и один крупный план на целую минуту!»

— Что было самым сложным на съемках «Лихих»? Быков ведь знал, что вы готовы на все и абсолютно бесстрашны. Вы уже после «Актрис» заявили это, и вас услышали. На что пришлось пойти в этой роли?

— У нас есть очень откровенные сцены. Сцена секса в туалете в «Актрисах» – цветочки по сравнению с тем, что было у Юры. Но даже перед этой сценой у меня не было страха. И конечно же, Артем Быстров, мой партнер, который играл мужа, очень помог. Мы друг другу помогали – через шутки, через легкость, очень много смеялись с Артемом. Вся группа вышла, когда мы это снимали, остались только оператор, второй режиссер и осветитель. И как-то мы не подумали, что в этой сцене мне надо было брать телефон и выбегать за дверь. Я беру телефон, выбегаю, а там стоит вся съемочная группа и смотрит на меня... Выручил рабочий или осветитель, он откуда-то взял полотенце и быстро накрыл меня. Я говорю: «Спасибо тебе большое, ты просто спас меня». Но это было смешно...

Елена Николаева и Артем Быстров в сериале «Лихие», 2024 год. Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Когда-нибудь эти сцены увидят ваши дети. Не думаете, как они на это среагируют?

— Думаю, им будет неприятно. Я же их мама.

— Ваша дочь Вероника хочет стать актрисой, она должна понимать, что профессия требует смелости.

— Пока она не переносит, даже когда я целуюсь в кадре: «Мам, ты что, по-настоящему целуешься?!»

— Она гораздо спокойнее переносит сцены, где вы физически страдаете?

— Ну она все же актерский ребенок, знает какие-то секреты профессии.

— А что было сложного на этих съемках не морально, а физически?

— Очень много было крови, настолько, что в кадре меня в какой-то момент буквально тошнило, когда я Артема по живому прямо дома в ванной зашивала. Гримеры же там с пластикой поработали на высочайшем уровне, и все абсолютно натурально выглядело... Представляете, когда я прикасалась к нему, выливалась кровь, и мне прямо физически было плохо от этого.

— Почему вам было так важно сняться в этой истории? Не кажется, что уже есть переизбыток этой темы — 90-е годы? И это не последняя история про то время.

— Мне кажется, «Лихими» надо поставить жирную точку в теме девяностых. С Юрой же я давно мечтала поработать, потому что мне нравится его мрачное, настоящее, душераздирающее кино. И я не раз пробовалась в его картины. Мечта сбылась.

Фото: Дарья Орлова/из архива Е. Николаевой

— Как играть мать, у которой сын — убийца, муж — убийца? Это же катастрофическая история.

— Да... Но мне Юра очень помогал. Мы приходили на площадку и тут же погружались в эту атмосферу, все вокруг было одновременно и невыносимо, и прекрасно.

— Помню, как в начале девяностых я как-то раз спускалась по лестнице в подъезде, и на втором этаже — милиция, люди... Оказывается, киллер убил молодого парня, соседа. Я перешагнула и пошла в школу — ну надо же туда идти...

— У меня другие воспоминания. Я в какой-то момент открыла холодильник, а он пустой. Есть буквально нечего. Просто раз — и все исчезло. Просто нет еды.

— А мама танцует в ансамбле?

— Мама танцует. Бабушка, царствие ей небесное, конечно, дружила со всеми главными людьми в магазинах, которые доставали продукты. То есть периодически появлялась колбаса, я думала: «Ничего себе!» А в начале девяностых бабушка умерла, и стало особенно очевидно, какое вокруг все серое и мрачное....

Кстати, в девяностые у меня родители стояли на рынке ЦСКА, продавали одежду. На стадионе размещался рынок, у всех, кто торговал, были железные контейнеры, и у родителей тоже. Так и стояли: здесь контейнеры оперных, там — балетных, дальше — драматических. Чем занимались люди искусства, чтобы выжить? Были челночниками и продавали одежду...

Вот вы рассказали про киллера. А я помню, как просыпаюсь в школу и папа кричит: «Лена, Лена! Смотри!» Я выглядываю в окно, а там на козырьке лежит мертвая девушка. Вот такие девяностые были. У меня почему-то эти эпизоды отпечатались в памяти, прямо ненавижу это время.

— Улицы были тогда очень опасными, а вы — совсем юная девочка, которая занималась танцами.

— Я ходила по этим улицам, как все. Пока бабушка была жива, она, конечно, меня никуда одну не отпускала, всегда со мной за руку ходила. А потом я одна.

— Вы попадали в какие-то опасные истории?

— Ой, я много могла бы попасть. Как-то познакомилась с парнем, он ездил на шестисотом «мерседесе». А мне было лет четырнадцать. Мне казалось, классный парень на крутой машине, с которым мы туда-сюда катаемся. И в какой-то момент он говорит:

— Мы сейчас поедем туда-то.

Я говорю:

— Нет, все, мне уже надо ехать домой.

И вдруг он тормозит на Ленинградском шоссе и начинает орать:

— Значит, так, ты никто, ты молчишь, я мужчина, и я говорю, куда мы едем, тебе понятно?!

Я была в шоке. До этого было все как-то легко, никаких намеков, приставаний. Не помню на самом деле, как вырулила из этой ситуации, но ничего не случилось. Я как-то извинилась перед ним даже... Спасла дипломатия, и он отвез меня домой. И я потом очень долгое время скрывалась. Тогда это было проще — не было ни мобильников, ничего. И он по району меня долго искал, месяца два. Я видела фары, помню, как они светили, и я пряталась от этой машины. И я никому из взрослых об этом не говорила, не просила помочь. Тогда были такие правила жизни: сам попал в проблемы — сам их решил.

Но я много чем рисковала. Могла пойти и погулять ночью. Сейчас так не делаю, мне страшно, я хожу с ключами между пальцами, как с кастетом. Боюсь.

У меня вчера 15-летний сын отпросился на ночевку к другу, говорит:

— Мы едем вчетвером, будем играть в приставку.

— Хорошо, скинь адрес, куда вы поедете, к кому.

Он скинул. Я легла спать. Вдруг просыпаюсь в пять утра, вот как-то не спится. Думаю, что-то не то. В пять утра пишу Артемию, спрашиваю:

— Ты где?

— В смысле где? Мы у Миши.

— А почему вы спать не ложитесь?

— Я сейчас домой поеду.

— Время пять утра, какое домой?

Так в результате он с другом в шесть утра приехал домой, а я уже с пяти не спала. Для меня это кошмар и стресс. А я думаю, каким же кошмаром было для моей мамы, когда я в 14 лет ездила на шестисотом «мерседесе».

Фото: Софья Романова/из архива Е. Николаевой

— Когда вы потеряли эту смелость хождения ночью и закончились какой-то драйв и бесстрашие?

— С рождением детей. А до этого страхов не существовало. Я помню, потом уже, когда настали более-менее спокойные времена, мы гоняли на машине, занимались стритрейсингом. И я участвовала в гонках каждую неделю.

— За рулем?

— Нет, я была штурманом с бумажной картой, говорила водителю, куда поворачивать, куда ехать, где забирать определенную вещь или что-то, там же были задания... Мне было весело. Я сейчас понимаю, что это просто безумие и смертельный риск. Но нам это нравилось — адреналин. До сих пор помню: было одно задание — узнать, сколько в определенной аптеке стоит йод. Мы гнали от ДПС, потом приезжали просто с красными, раскаленными дисками, разворачивались через две сплошные по Садовому кольцу... Я сейчас вспоминаю и думаю: это где же была голова?! Это же просто безумие!

— Вы уже тогда были не маленькая.

— Нет, уже все были не маленькие. И мы ездили с моим тогда будущим, а теперь уже бывшим мужем и его друзьями.

— Это адреналиновая зависимость?

— Ну да, я и не отрицаю адреналиновую зависимость. У меня она была. Мне так нравился риск!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет» Катерина Ковальчук: «Семья — самое важное в жизни, это у меня в приоритете всегда было, есть и будет»

Говорят, что мы выбираем мужей, похожих на наших отцов

Караван историй
Защитники команды «Локомотив» Защитники команды «Локомотив»

Электровозы – основной вид тяги железных дорог России

Наука и техника
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Дядя Коля выходит на контакт Дядя Коля выходит на контакт

Сева, скажи, ты же не видишь рядом с собой этого… как его… из НЛО?

СНОБ
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Оттенок будущего — Mocha Mousse: как Pantone определяет цвет предстоящего года Оттенок будущего — Mocha Mousse: как Pantone определяет цвет предстоящего года

Как цвета Pantone отражают события настоящего

ТехИнсайдер
Московский бит Московский бит

Если вы не слышали о System 108, то наверняка слышали грохот их вечеринок

СНОБ
«Мы готовы и хотим развиваться» «Мы готовы и хотим развиваться»

Директор компании «ГТ Энерго» — о перспективах распределенной энергетики

Монокль
Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что» Агата Муцениеце: «Я не утрачу веру в любовь несмотря ни на что»

Было бы нечестно скрыть от поклонников факт расставания Агаты Муцениеце и Павла

Караван историй
«Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути «Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути

Телескоп рассмотрел звездные скопления в галактике-аналоге Млечного Пути

N+1
Моральный кодекс Моральный кодекс

Мила Ершова о справедливости и вопросах, на которые нет однозначного ответа

Grazia
Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
Непоследний пациент Непоследний пациент

«13 клиническая. Начало»: история установления контактов генсеков с демонами

Weekend
Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки Что такое «изоляция успеха» и почему богатые люди одиноки

Почему люди, добившиеся всего, часто испытывают одиночество?

Psychologies
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Догматический монетаризм или новое кеинсианство Догматический монетаризм или новое кеинсианство

Какую экономическую модель выбирает Россия

Деньги
Игра на повышение Игра на повышение

У Софьи Шидловской два события в декабре – премьера «Чайки» и «Первый номер»

Grazia
Пережить декабрь: как растет спрос на адвент-календари и сколько денег они приносят Пережить декабрь: как растет спрос на адвент-календари и сколько денег они приносят

С чем связан тренд на адвент-календари и сколько на нем можно заработать?

Forbes
Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики» Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики»

Как промышленное сердце России превратилось в центр моды федерального масштаба

ФедералПресс
Привычка быть счастливой Привычка быть счастливой

Как Марина Александрова транслирует свою миссию «делать людей счастливыми»

OK!
Что такое психогенное переедание, или binge eating Что такое психогенное переедание, или binge eating

Психогенное переедание: как его распознать и можно ли вылечить?

ТехИнсайдер
Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех

10 питомцев-долгожителей, которые будут разделять вашу любовь долгие годы

ТехИнсайдер
Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти» Система Юпитера: бесчисленные спутники и чудеса в «зоне смерти»

Помимо четырех знаменитых «галилеевых» спутников Юпитер окружен роями малых тел

Наука и техника
Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру

Почему тысячи женщин пытаются быть похожими на Тейлор Свифт?

Forbes
«Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой «Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой

Рассказ Евгении Некрасовой из сборника «Верю / не верю»

РБК
Великое наследие македонского царя Великое наследие македонского царя

Как происходило слияние культур после захвата Персии Александром Македонским

Знание – сила
Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов

Как затерянный в стене квартиры цезий уносил жизни одну за другой

ТехИнсайдер
Немного ностальгии Немного ностальгии

Квартира в каменном доме XIX в. находится в историческом центре Краснодара

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении