Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историйЗнаменитости

Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

«В девяностые у меня родители стояли на рынке ЦСКА, продавали одежду. На стадионе был рынок, у всех, кто торговал, были железные контейнеры, и у родителей тоже. Так и стояли: здесь контейнеры оперных, там — балетных, дальше — драматических».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Анастасия Москалева/из архива Е. Николаевой

Елена, вышел сериал «Лихие» Юрия Быкова. Это именно тот проект, в который вас сначала не взяли, а после того, как с большим триумфом прошел сериал Федора Бондарчука «Актрисы», вам сказали: «Мы вас хотим!»

— Кастинг на этот проект делала моя подруга и прекрасный кастинг-директор Татевик Залинян. Я очень долго пробовалась — несколько раз в течение года. Потом мне сказали: «К сожалению, тебя не утвердили». Я очень расстроилась и написала Юрию Быкову, режиссеру: «Ты лучше меня никого не найдешь на эту роль». Он ответил: «Я согласен».

На этом мы и закончили. Мы же понимаем, что есть продюсеры... Но тут выходят «Актрисы», и буквально на следующий день мне звонит Тата: «Лена, да!» Я очень обрадовалась и в то же время подумала: «Ну как же так, что же поменялось?» Пробы же были изначально хорошие, я понимала, что это прямо моя роль.

В общем, к счастью, все прекрасно сложилось. С Юрой великолепно работать, он очень крутой актерский режиссер.

Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Что значит крутой актерский режиссер?

— Вот сцена, и вроде бы ты понимаешь, как играть, а Юра просто сидит на стуле и молчит. Думаю, надо репетировать, а он не произносит ни слова. Молчит, молчит, вдруг встает, берет тебя за руку: «Говори текст». Ты начинаешь говорить текст, а он вместе с тобой начинает ходить. И ты понимаешь, что сейчас рождается очень крутая сцена. Я не видела, чтобы так еще кто-то работал. Все на длинных оценках, на паузах. Чего стоит крупный план во второй серии, когда моя героиня лежит на кровати во время секса и не видно больше никого. Я думаю: «Ничего себе! Как смело — и один крупный план на целую минуту!»

— Что было самым сложным на съемках «Лихих»? Быков ведь знал, что вы готовы на все и абсолютно бесстрашны. Вы уже после «Актрис» заявили это, и вас услышали. На что пришлось пойти в этой роли?

— У нас есть очень откровенные сцены. Сцена секса в туалете в «Актрисах» – цветочки по сравнению с тем, что было у Юры. Но даже перед этой сценой у меня не было страха. И конечно же, Артем Быстров, мой партнер, который играл мужа, очень помог. Мы друг другу помогали – через шутки, через легкость, очень много смеялись с Артемом. Вся группа вышла, когда мы это снимали, остались только оператор, второй режиссер и осветитель. И как-то мы не подумали, что в этой сцене мне надо было брать телефон и выбегать за дверь. Я беру телефон, выбегаю, а там стоит вся съемочная группа и смотрит на меня... Выручил рабочий или осветитель, он откуда-то взял полотенце и быстро накрыл меня. Я говорю: «Спасибо тебе большое, ты просто спас меня». Но это было смешно...

Елена Николаева и Артем Быстров в сериале «Лихие», 2024 год. Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Start

— Когда-нибудь эти сцены увидят ваши дети. Не думаете, как они на это среагируют?

— Думаю, им будет неприятно. Я же их мама.

— Ваша дочь Вероника хочет стать актрисой, она должна понимать, что профессия требует смелости.

— Пока она не переносит, даже когда я целуюсь в кадре: «Мам, ты что, по-настоящему целуешься?!»

— Она гораздо спокойнее переносит сцены, где вы физически страдаете?

— Ну она все же актерский ребенок, знает какие-то секреты профессии.

— А что было сложного на этих съемках не морально, а физически?

— Очень много было крови, настолько, что в кадре меня в какой-то момент буквально тошнило, когда я Артема по живому прямо дома в ванной зашивала. Гримеры же там с пластикой поработали на высочайшем уровне, и все абсолютно натурально выглядело... Представляете, когда я прикасалась к нему, выливалась кровь, и мне прямо физически было плохо от этого.

— Почему вам было так важно сняться в этой истории? Не кажется, что уже есть переизбыток этой темы — 90-е годы? И это не последняя история про то время.

— Мне кажется, «Лихими» надо поставить жирную точку в теме девяностых. С Юрой же я давно мечтала поработать, потому что мне нравится его мрачное, настоящее, душераздирающее кино. И я не раз пробовалась в его картины. Мечта сбылась.

Фото: Дарья Орлова/из архива Е. Николаевой

— Как играть мать, у которой сын — убийца, муж — убийца? Это же катастрофическая история.

— Да... Но мне Юра очень помогал. Мы приходили на площадку и тут же погружались в эту атмосферу, все вокруг было одновременно и невыносимо, и прекрасно.

— Помню, как в начале девяностых я как-то раз спускалась по лестнице в подъезде, и на втором этаже — милиция, люди... Оказывается, киллер убил молодого парня, соседа. Я перешагнула и пошла в школу — ну надо же туда идти...

— У меня другие воспоминания. Я в какой-то момент открыла холодильник, а он пустой. Есть буквально нечего. Просто раз — и все исчезло. Просто нет еды.

— А мама танцует в ансамбле?

— Мама танцует. Бабушка, царствие ей небесное, конечно, дружила со всеми главными людьми в магазинах, которые доставали продукты. То есть периодически появлялась колбаса, я думала: «Ничего себе!» А в начале девяностых бабушка умерла, и стало особенно очевидно, какое вокруг все серое и мрачное....

Кстати, в девяностые у меня родители стояли на рынке ЦСКА, продавали одежду. На стадионе размещался рынок, у всех, кто торговал, были железные контейнеры, и у родителей тоже. Так и стояли: здесь контейнеры оперных, там — балетных, дальше — драматических. Чем занимались люди искусства, чтобы выжить? Были челночниками и продавали одежду...

Вот вы рассказали про киллера. А я помню, как просыпаюсь в школу и папа кричит: «Лена, Лена! Смотри!» Я выглядываю в окно, а там на козырьке лежит мертвая девушка. Вот такие девяностые были. У меня почему-то эти эпизоды отпечатались в памяти, прямо ненавижу это время.

— Улицы были тогда очень опасными, а вы — совсем юная девочка, которая занималась танцами.

— Я ходила по этим улицам, как все. Пока бабушка была жива, она, конечно, меня никуда одну не отпускала, всегда со мной за руку ходила. А потом я одна.

— Вы попадали в какие-то опасные истории?

— Ой, я много могла бы попасть. Как-то познакомилась с парнем, он ездил на шестисотом «мерседесе». А мне было лет четырнадцать. Мне казалось, классный парень на крутой машине, с которым мы туда-сюда катаемся. И в какой-то момент он говорит:

— Мы сейчас поедем туда-то.

Я говорю:

— Нет, все, мне уже надо ехать домой.

И вдруг он тормозит на Ленинградском шоссе и начинает орать:

— Значит, так, ты никто, ты молчишь, я мужчина, и я говорю, куда мы едем, тебе понятно?!

Я была в шоке. До этого было все как-то легко, никаких намеков, приставаний. Не помню на самом деле, как вырулила из этой ситуации, но ничего не случилось. Я как-то извинилась перед ним даже... Спасла дипломатия, и он отвез меня домой. И я потом очень долгое время скрывалась. Тогда это было проще — не было ни мобильников, ничего. И он по району меня долго искал, месяца два. Я видела фары, помню, как они светили, и я пряталась от этой машины. И я никому из взрослых об этом не говорила, не просила помочь. Тогда были такие правила жизни: сам попал в проблемы — сам их решил.

Но я много чем рисковала. Могла пойти и погулять ночью. Сейчас так не делаю, мне страшно, я хожу с ключами между пальцами, как с кастетом. Боюсь.

У меня вчера 15-летний сын отпросился на ночевку к другу, говорит:

— Мы едем вчетвером, будем играть в приставку.

— Хорошо, скинь адрес, куда вы поедете, к кому.

Он скинул. Я легла спать. Вдруг просыпаюсь в пять утра, вот как-то не спится. Думаю, что-то не то. В пять утра пишу Артемию, спрашиваю:

— Ты где?

— В смысле где? Мы у Миши.

— А почему вы спать не ложитесь?

— Я сейчас домой поеду.

— Время пять утра, какое домой?

Так в результате он с другом в шесть утра приехал домой, а я уже с пяти не спала. Для меня это кошмар и стресс. А я думаю, каким же кошмаром было для моей мамы, когда я в 14 лет ездила на шестисотом «мерседесе».

Фото: Софья Романова/из архива Е. Николаевой

— Когда вы потеряли эту смелость хождения ночью и закончились какой-то драйв и бесстрашие?

— С рождением детей. А до этого страхов не существовало. Я помню, потом уже, когда настали более-менее спокойные времена, мы гоняли на машине, занимались стритрейсингом. И я участвовала в гонках каждую неделю.

— За рулем?

— Нет, я была штурманом с бумажной картой, говорила водителю, куда поворачивать, куда ехать, где забирать определенную вещь или что-то, там же были задания... Мне было весело. Я сейчас понимаю, что это просто безумие и смертельный риск. Но нам это нравилось — адреналин. До сих пор помню: было одно задание — узнать, сколько в определенной аптеке стоит йод. Мы гнали от ДПС, потом приезжали просто с красными, раскаленными дисками, разворачивались через две сплошные по Садовому кольцу... Я сейчас вспоминаю и думаю: это где же была голова?! Это же просто безумие!

— Вы уже тогда были не маленькая.

— Нет, уже все были не маленькие. И мы ездили с моим тогда будущим, а теперь уже бывшим мужем и его друзьями.

— Это адреналиновая зависимость?

— Ну да, я и не отрицаю адреналиновую зависимость. У меня она была. Мне так нравился риск!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я отвечаю Я отвечаю

Актер Андрей Максимов о плюсах и минусах тонкой душевной организации

Psychologies
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
«Мода — это язык мира» «Мода — это язык мира»

Карина Нигай о пути в моду, любимых брендах и новых целях

OK!
Оттенок бургунди Оттенок бургунди

Квартира в современном московском ЖК выходит окнами на Москву-реку

Идеи Вашего Дома
Три мира Три мира

Духи этих мест приглашают за хлебосольный стол дархана, настоящего Мастера

Seasons of life
Эмоции на работе: подавлять или проявлять? Эмоции на работе: подавлять или проявлять?

К чему может привести постоянное подавление чувств на работе?

Psychologies
«Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хэтчбеке, которые не все знают «Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хэтчбеке, которые не все знают

Важные факты из истории ВАЗ-2108, о которых многие даже не догадываются

РБК
5 признаков того, что ваши отношения функциональны, но лишены любви 5 признаков того, что ваши отношения функциональны, но лишены любви

Кажется, что в ваших отношениях чего-то не хватает?

Psychologies
Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев Остров проклятых: как Гайола разрушила жизни всех своих владельцев

За гробовой тишиной острова Гайола скрываются жуткие истории

ТехИнсайдер
Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей Любимые места микробов: 10 самых негигиеничных вещей

Как долго микробы сохраняются на различных поверхностях?

ТехИнсайдер
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным» Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным»

Как выстроена работа депутатов в Сахалинской области?

ФедералПресс
Пряничная избушка Пряничная избушка

Рассказ Павла Пепперштейна о пряниках и сказках

Правила жизни
О происхождении реликтового излучения О происхождении реликтового излучения

Что собой представляет реликтовое излучение?

Зеркало Мира
Шарик, стрелки, космонавт Шарик, стрелки, космонавт

Рассказ Алексея Сальникова о Новом годе и украшении елки

Правила жизни
Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров

Как Джек Ковин основал бургерную империю Hungry Jack’s

Inc.
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Старость за работой Старость за работой

«Хаяо Миядзаки и птица»: идеальный комментарий к «Мальчику и птице»

Weekend
Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить? Кошка — облигатный хищник. Чем ее кормить?

Как правильно составить рацион для своего домашнего тигра?

ТехИнсайдер
Уйти из искусства ради искусства Уйти из искусства ради искусства

Как группа OHO сошла с художественной сцены в зените славы

Weekend
«Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия «Стыд должен сменить сторону»: как Жизель Пелико прервала молчание жертв насилия

Как Жизель Пелико вдохновила женщин не стыдиться того, что с ними произошло

Forbes
«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
Банкир всех штатов Банкир всех штатов

Как Амадео Джаннини создал Bank of America

Деньги
Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
Где живут люди-рыбы Где живут люди-рыбы

В Юго-Восточной Азии живут люди, не представляющие себя без моря и свободы

Зеркало Мира
Рассвет встречала на Эвересте, а закат на Лхоцзе. Как альпинистка Алина Пекова завоевала «Корону Земли» Рассвет встречала на Эвересте, а закат на Лхоцзе. Как альпинистка Алина Пекова завоевала «Корону Земли»

Альпинистка Алина Пекова — о местах силы и планах на будущее

СНОБ
Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов» Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историй
Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений Как помочь заскучавшему сотруднику и при чем здесь теория поколений

Как разжечь в сотруднике былой интерес к работе?

Forbes
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов! Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа

ТехИнсайдер
Стратегические ядерные силы Пакистана Стратегические ядерные силы Пакистана

Военное руководство Пакистана определяет военную доктрину как оборонительную

Обозрение армии и флота
Открыть в приложении