Практические вопросы: Системы антиблокировки и стабилизации
Система ABS увеличивает тормозной путь или уменьшает его? Всегда ли полезна ESP? Спасают ли электронные помощники автомобиль от износа так же, как оберегают нас от дорожных происшествий?

Зима, гололёд, скорость 60 км/ч. Нажимаем на педаль тормоза и слышим знакомое стрекотание системы ABS. Что происходит в этот момент? Если вы чувствуете импульсы на педали, привычный стрекот или жужжание, то это означает, что на какие-то доли секунды из тормозной магистрали того или иного колеса пропадает давление, которое вы развиваете нажатием на педаль. Антиблокировочная система, которую, представьте, раньше называли антиюзовой, по отсутствию сигналов с датчиков вращения колёс заметила, что колесо перестало крутиться, и разжало на нём тормозные колодки. Главная цель – не дать автомобилю уйти с выбранной траектории, а тем более – развернуться. Вроде бы прописные истины, но есть нюанс. В мире техники не бывает чудес, и исправив одно мы неизбежно теряем в другом. Так вот, разблокированное колесо начинает катиться, юз прекращается, сцепление с дорогой возрастает, и снова зажимаются колодки, до нового юза. И так много раз подряд. Но в процессе разблокировки колесо всё-таки будет просто катиться, а не тормозить. При этом на льду тормозной путь ожидаемо сократится, ведь вместо того, чтобы превратиться в скользящий по гладкой поверхности неуправляемый снаряд, машина всё же будет держаться колёсами за остатки сцепления с дорогой, бороться за траекторию и нашу с вами безопасность. Хорошо, если намокшей шине (а в точке скольжения лёд неизбежно расплавится) помогают шипы. В этом случае, ABS отработает чётче и эффективнее.
Но в реальных условиях по чистому льду мы ездим редко. Чаще – по чередованию снега, льда, асфальта и воды. Вот тут и появляются многие нюансы, о которых полезно знать водителю. Прежде всего, насколько хорошо настроена электронная часть вашей ABS. У ранних систем конца ХХ века антиблок работал грубо, и тормозной путь на скользком покрытии ощутимо вырастал. Инженеры об этом знали и к настоящему времени значительно продвинулись по части умения системы распознавать, что под колёсами и насколько надо отпускать тормоза. Иными словами, чем современнее автомобиль, тем больше шанс, что и на льду, и на мокром асфальте антиблок не удлинит тормозной путь. Правда, остаётся ещё один момент. Система рассчитывается не только исходя из скользкости покрытий, но и под определённый размер, а значит и вес колёс. Поэтому ставить покрышки и диски не рекомендованного производителем