Норма, я тебя знаю
Приглашенный главред номера Михаил Лабковский о понятии «норма», гениальности, детских травмах и ощущении счастья.
Алена Ткач: Если бы вам, Михаил, предложили должность министра и сказали: «Вот вам все инструменты, какие хотите, давайте сделаем россиян счастливыми». Как бы вы решали эту задачу?
Михаил Лабковский: Во-первых, огромную роль играет свобода. Сложно быть счастливым при ее отсутствии или ограничении. Дальше – категорический запрет на физическое насилие. Психика на 80 % формируется лет до пяти-семи. А у нас многие родители позволяют себе орать на детей, поднимают на них руку. В школе все еще можно услышать: «Вы все дебилы». Как продвинутые страны эту проблему решили? Очень просто. Они юридически приравняли физическое насилие к сексуальному. И дальше разговор типа «это не насилие, а наказание, ребенок по-другому не понимает» продолжается в суде, там ты и объяснишь, с чего ты взял, что твой сын «по-хорошему не понимает». И в мире стало гораздо меньше агрессии по отношению к детям. Как следствие, выросло поколение небитых детей. Они более благополучны психически. За счет того, что в семьях, в школе, в детских больницах и т. д. их уважают, а не унижают, любят, а не бьют.
Алена: Вас били в детстве?
Михаил: Конечно. Мать била. Но это неудивительно: меня в 10 лет милиционеры в ночи приводили домой, чего я только не вытворял (и все из-за моего диагноза, речь о котором пойдет дальше). Кстати, к маминым методам «воспитания» я тогда относился с пониманием, да и сейчас охотно верю, что родители не железные. Но поднимать руку на ребенка нельзя ни в коем случае.
Алена: В детском возрасте, что бы ни происходило, у ребенка одна задача – выжить. И поэтому психика детская адаптируется примерно под все. Так не слишком ли сильно мы копаемся в том времени, когда были маленькими? Не переоценено ли его значение в психологии?