Потерю хвоста у предка человекообразных обезьян связали с мобильным генетическим элементом
И альтернативным сплайсингом
Исследователи из США описали генетический механизм, который, вероятно, привел к потере хвоста у предка человека и других человекообразных обезьян. Они обнаружили, что специфичная для гоминоидов вставка мобильного элемента Alu в интрон гена TBXT приводит к тому, что в некоторых случаях во время экспрессии гена из него вырезается участок — в результате чего получается две изоформы белка. Мыши, экспрессирующие обе изоформы Tbxt, рождались как с полноценным хвостом, так и с укороченным или вообще без него, в зависимости от количества транскриптов с пропущенным экзоном. В статье, опубликованной в Nature, авторы пришли к выводу, что вставка элемента Alu участвовала в формировании бесхвостого фенотипа у человекообразных обезьян.
У человека, как и у других человекообразных обезьян — шимпанзе, бонобо, орангутанов, горилл и представителей семейства гиббоновых — нет хвоста. Считается, что пропал он у нашего общего предка примерно 25 миллионов лет назад. Первые бесхвостые приматы, известные палеонтологам, — представители ископаемого рода Proconsul, жившие примерно 21–17 миллионов лет назад. Однако ученые до сих пор не знали, из-за чего гоминиды потеряли хвост и какой генетический механизм за этим стоит: все гены, которые участвуют в развитии хвоста у других приматов, сохранились и у человекообразных обезьян.
Исследователи из Медицинского центра Лангон при Университете Нью-Йорка под руководством Итаи Янаи (Itai Yanai) решили в этом разобраться. Они сосредоточили внимание на 31 гене человека и их ортологах у хвостатых приматов, мутации которых связаны с отсутствием хвоста. Затем они добавили в анализ еще 109 генов, мутации в мышиных ортологах которых связаны с укорочением хвоста. Однако в кодирующих последовательностях ученые не нашли различий, которые бы могли объяснить потерю хвоста.