Водородная кругосветка
В жаркий летний день в центре Санкт-Петербурга нет проходу от туристических групп. Изнуренных прогулками среди горячего камня гостей северной столицы в конце концов тянет к воде, и вот прогулочные суда, загруженные под завязку, рыкнув дизелем и обдав Неву пахучим дымком, отходят от пристани на Адмиралтейской набережной. А рядом стоит он. Чистый, как хирургический инструмент, и футуристичный, как корабль инопланетян.
Вокруг необычного судна толпятся любопытствующие. Нет, внутрь нельзя. Катамаран Energy Observer, увы, не предназначен для массовых экскурсий. Недра первого в мире плавсредства, движущегося на водороде собственной выработки, доступны только избранным. Корреспонденту «ПМ» повезло – на зависть простым гражданам он все-таки ступил на борт и… тут же пошатнулся. На пути между правым поплавком и входом в помещения судна натянута маскирующаяся под твердь пружинистая сетка.
Печальный опыт
Для обучения передвижению по катамарану нужно какое-то время. Чтобы не угодить под поворот «океанского крыла», чтобы вскочить на усеянную солнечными батареями «спину» – верхнюю палубу – и встать вровень с капитанской рубкой. Для экипажа все это не проблема: они скитаются по морям, по волнам уже два года, а впереди еще четыре. Energy Observer совершает кругосветное путешествие, которое включает в себя 101 стоянку у берегов 50 стран на всех обитаемых континентах. Это своего рода «агиткорабль», призванный привлечь внимание людей во всем мире к технологиям получения энергии без сжигания углеводородов. Капитан судна Викторьен Эрюссар – в прошлом много раз титулованный французский яхтсмен и опытный моряк – во всех своих интервью рассказывает одну и ту же историю. Однажды где-то посреди Атлантики на его судне произошел отказ силовой установки, и без источника энергии корабль превратился в бессильную игрушку волн. А ведь вокруг была бездна энергии – яркое солнце, крепкий морской ветер. Тогда-то Викторьен задумался о создании плавсредства, которое всегда может продолжать движение, забирая энергию из окружающей среды.
Змей не потянул
Energy Observer почти весь покрыт двусторонними солнечными панелями – по сравнению с обычными они собирают на 30% больше энергии нашего светила. Выработанное таким образом электричество питает электродвигатель с гребным винтом. Использовать энергию ветра пытались по-разному. Один из вариантов – запуск воздушного змея, который, поднимаясь ввысь, тянул за собой судно. «От змея пришлось отказаться, – говорит второй руководитель проекта Жером Делафосс. – Он все время падал на воду, а чтобы добиться максимальной эффективности, приходилось поднимать его на большую высоту. А теперь представьте себе, что надо резко сманеврировать, чтобы, например, избежать столкновения с судном по курсу. А у нас уходящий в небо трос, который надо