Вояж на батарейках
Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации? Можно сказать, что она уже здесь. Так неужели же решены все проблемы с емкостью батарей и с обеспечением достаточной дальности для лайнеров, которые могут возить не только пилота, но и пассажиров? Нет, они еще далеки от решения, но переход от прототипов к серийным моделям уже начался. И, что особенно важно отметить, к процессу подключились гиганты индустрии.
Хотя стартап Eviation из Израиля грандом пока и не назовешь. Однако фирмой уже разработан полностью электрический самолет Alice, способный брать на борт двух человек экипажа и девять пассажиров (первый полет на момент сдачи журнала в печать пока еще не состоялся). То есть это полноценный пассажирский самолет для местных линий, развивающий скорость до 630 км/ч и способный совершать полеты на расстояние более тысячи километров. Это, конечно, не так впечатляет по сравнению с региональными или даже среднемагистральными лайнерами, но если учесть популярность местных линий в США и странах Западной Европы, то на этих маршрутах Alice вполне способна побить конкурентов: энергетические затраты на час полета оцениваются примерно в 200 долл., при этом за топливо для того же часа в воздухе на поршневом «однокласснике» типа Cessna или Bking Air придется заплатить в 4–5 раз больше. Alice, как электросамолет, предоставляет большую свободу для размещения силовых установок. Вместо традиционной компоновки три 260-ваттных двигателя располагаются на самых кончиках консолей крыла – там, где у «взрослых» лайнеров установлены фигурные законцовки (винглеты и шарклеты). Цель та же – минимизировать лобовое сопротивление, усиливающееся из-за вихрей, возникающих при срыве потока на кончиках крыла. Третий мотор устанавливается в хвост машины и приводит во вращение толкающий финт. Распределенная силовая установка в действии, хотя это еще не самый хитроумный вариант.
Магический MagniX
Стоит заметить, что израильские авиаконструкторы поначалу отдавали предпочтение 260 кВт двигателям корпорации Siemens, но впоследствии объявили о переходе на силовые установки молодой австралоамериканской компании MagniX, собравшей в своих стенах выходцев из крупнейших аэрокосмических предприятий Америки. У них уже есть целая линейка авиационных электромоторов, старшая из которых на сегодняшний день – magniDrive (500 кВт). Задача компании – не только работа с перпективными самолетами вроде Alice, но и электроремоторизация традиционных моделей малой авиации типа Cessna Caravan 208B. И нельзя сказать, что создатели самолета Alice или двигателей MagniX работают на некое отдаленное будущее. Как видно, электроавиация превосходит «одноклассников» по многим, и прежде всего экономическим и экологическим, параметрам. А как сказал Би-би-си один из топ-менеджеров MagniX Рой