Юрий Сапрыкин рассказал Esquire о том, как шла работа над фильмом «Сорокин трип»

EsquireСобытия

Соавтор фильма «Сорокин трип» Юрий Сапрыкин: «Сорокин — это и есть классика, это навсегда»

Владимир Панкратов

Фотографии: Иван Клейменов

На российские экраны выходит “Сорокин трип” — первый документальный фильм о жизни Владимира Сорокина. Один из авторов идеи, бывший главред “Афиши” Юрий Сапрыкин, рассказал Esquire о том, как шла работа над документалкой, удалось ли показать в фильме Сорокина-человека, а не Сорокина-писателя и почему автор “Нормы” и “Дня опричника” достоин звания «самый значительный русский писатель современности».

Сорокин успел дать к этому времени много интервью, в которых довольно много о себе уже рассказал. Готовясь к фильму, вы как-то имели в виду весь массив этой информации? Иначе говоря, вы не боялись, что в ответ на ваши вопросы он начнет говорить то, что говорил уже много раз? Или интервью и фильм — разные вещи?

Нет, не разные. У Сорокина действительно есть такая особенность: когда несколько людей берут у него интервью в сжатый промежуток времени или по одному поводу — кажется, что писатель включает одну и ту же пластинку. Но мне кажется, это связано только с его исключительным, каким-то западного типа профессионализмом. Ты не можешь всякий раз включать новую, еще более новую, а теперь уже совсем новейшую искренность. Вы знаете, наверное, вышедший после фильма A Star Is Born ролик с Леди Гагой, где смонтированы около ста фрагментов, в которых она говорит одну и ту же фразу про сто человек в комнате. В разной обстановке она произносит ее с неизменной интонацией.

Мы договорились с Антоном Желновым (журналист, соавтор фильма. — Esquire), что не хотим касаться традиционных ходов, которые в последние годы возникают в интервью с Сорокиным. «Вот, Владимир Георгиевич, расскажите, что же будет с родиной и с нами. Вы так удачно всё предсказали в «Дне опричника» и в «Теллурии», — а что ждет нас сейчас?». Или: «Вы так много писали про советское, а советское теперь возвращается, и как вы смотрите на это возвращение?..» Решили отойти от этого «золотого стандарта».

Сколько раз вы встречались?

Мы говорили с ним две недели, неделю в Москве, неделю в Берлине, каждый день по много часов. На такой дистанции ты сразу держишь в голове не материал на четверть полосы, а воображаемую книгу. Эта книга, с одной стороны, ЖЗЛ: «Давайте, Владимир Георгиевич, пройдемся по этапам вашей биографии: родился, учился, женился, вот первый роман, а вот второй...» С другой стороны, ты сразу представляешь, как эту линейную структуру будешь ломать. Как-то тупо в 2019 году, еще и имея дело с Сорокиным, на голубом глазу делать жэзээловский последовательный нарратив.

А как вы разделяли обязанности с Антоном Желновым? Вас где-то назвали сценаристом фильма.

Нет, это не так. Ну то есть это в равной степени относится и ко мне, и к Антону. До того, как вообще впервые отправиться говорить с Сорокиным о кино, мы несколько дней пытались понять, чего мы хотим, что мы про Сорокина думаем, каким мы его хотим показать. Мы считали очень важным показать, что Сорокин существует в разных мирах: и в Москве, и в Берлине, и в советском, и в постсоветском, и в русской литературе, и в европейской, и в антирусской, и в пострусской. Было важно показать на картинке, как он переходит из одного мира в другой.

Но иной раз и не догадаешься, где он сейчас находится.

Да, ничего этого не получилось, и слава богу. Наверное, это был бы слишком навязчивый визуальный ход, и мы с легким сердцем в какой-то момент от него отказались. Сам разговор с Сорокиным мы вели вдвоем, и Антон выступал все-таки первым номером. Дальше я чуть больше работал с расшифровками и пытался сложить из них какой-то сюжет. Антон сидел на монтаже и уже делал окончательную версию. Сценарий как бы был, и его как бы не было.

На сайте «Москвич» вышла рецензия на фильм, где есть такая фраза: «Зрителю, знакомому с творчеством героя, фильм не сообщит ничего принципиально нового, а человек со стороны, скорее всего, ничего во всем этом не поймет».

Я до известной степени с этим согласен. Действительно, чтобы сделать кино про Сорокина для масс, надо было сделать телепередачу или фильм в парфеновском духе, где все подробно объяснено. «Концептуалисты — это такая группа художников, которая существовала тогда-то и занималась тем-то...» Может, это слишком самонадеянная и неоправданная наглость, но нам хотелось сделать фильм, который, как визуальное произведение, своим художественным языком, своей суггестией, работой с образом Сорокина, сам по себе что-то рассказывает зрителю. Ты можешь не знать про Сорокина, но вот сидит на экране огромный красивый зверь, что-то сообщает тебе про жизнь, и сам факт его присутствия твою жизнь как-то меняет. А что касается первой части этого утверждения — ну да, наверное, Марк Липовецкий, который выпустил сборник научных работ про Сорокина, действительно ничего нового из фильма не узнает. А для обычного человека типа нас с вами, мне кажется, там есть что-то любопытное. Может, не на уровне фактов, а на уровне ощущений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рок-урок: ароматы, посвященные культовым музыкантам Рок-урок: ароматы, посвященные культовым музыкантам

Музыкально-парфюмерный чарт истинного меломана

Esquire
Как менялась Неделя моды в Нью-Йорке Как менялась Неделя моды в Нью-Йорке

Со времен Второй мировой до наших дней

Vogue
Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем Морские спасатели, фантазийный сад и юная натуралистка: 5 комиксов и графических романов, которые понравятся всем

5 комиксов о природе, смыслах и самопознании

Правила жизни
«Пульс» зашкаливает «Пульс» зашкаливает

Как российский фармдистрибьютор за несколько лет вошел в первую тройку рынка

РБК
Иметь или быть? Иметь или быть?

Как современное общество стало материалистическим

kiozk originals
Красота не требует жертв Красота не требует жертв

Возможен ли ЗОЖ без жертв

OK!
Запустить стартап в Пуэрто-Рико: 6 неожиданных альтернатив Кремниевой долине Запустить стартап в Пуэрто-Рико: 6 неожиданных альтернатив Кремниевой долине

Разбираемся с новыми точками на карте, где дешевле вырастить своего «единорога»

Forbes
Что носить осенью: модные платья осени-2019 Что носить осенью: модные платья осени-2019

Самые модные женские платья сезона осень-зима – 2019/20

Cosmopolitan
Как Хабиб Нурмагомедов из бойца UFC превратился в одного из главных героев современности Как Хабиб Нурмагомедов из бойца UFC превратился в одного из главных героев современности

Хабиб Нурмагомедов сейчас — и есть мир смешанных единоборств

Esquire
Кино, марафон, свадьба в 2020: 7 удивительных фактов о принцессе Беатрисе Кино, марафон, свадьба в 2020: 7 удивительных фактов о принцессе Беатрисе

В минувший четверг принцесса Беатриса Йоркская обручилась с Эдоардо Мапели Моцци

Cosmopolitan
6 признаков, что ты ешь слишком много соли (и вредишь здоровью) 6 признаков, что ты ешь слишком много соли (и вредишь здоровью)

Возможно, стоит остановиться, если ты постоянно тянешься за солонкой

Playboy
Жареным не пахнет Жареным не пахнет

Сегодня уже миллионы кухонь в России оснащены вытяжками

Лиза
Анастасия Заворотнюк: блестящий успех и череда несчастий «прекрасной няни» Анастасия Заворотнюк: блестящий успех и череда несчастий «прекрасной няни»

Как «прекрасная няня» покорила зрителей, и чего ей это стоило

Cosmopolitan
Громкое дело Громкое дело

Что может быть причиной кашля

Добрые советы
Свинушка — гриб, который нельзя есть дважды Свинушка — гриб, который нельзя есть дважды

Грибники хорошо знакомы с грибом свинушкой, или свинухой тонкой

Наука и жизнь
Городская прописка, дорого: все о новом LR Defender Городская прописка, дорого: все о новом LR Defender

Легендарный английский внедорожник не узнать

РБК
Может ли машина стать домом: тест Volkswagen Multivan Может ли машина стать домом: тест Volkswagen Multivan

Для долгого путешествия большой компанией понадобится специальная машина

Популярная механика
Блогер Nadin Serovski: «Я потратила на развитие блога миллионы» Блогер Nadin Serovski: «Я потратила на развитие блога миллионы»

Обычная девушка вдруг стала одной из самых успешных блогеров в социальных сетях

Cosmopolitan

Фигурист рассказал о своей последней встрече с актрисой

Cosmopolitan
Девочки сверху: У петербургского молодого искусства женское лицо Девочки сверху: У петербургского молодого искусства женское лицо

В нашем идеальном арт-герл-бенде — пять художниц

Собака.ru
Все побежали – и я побежал Все побежали – и я побежал

Популярность марафонов и разных экстремальных самоистязаний уверенно растет

Playboy
Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику

Что теперь представляет собой экономика любви в мире миллениалов

Forbes
Как управлять всем Как управлять всем

Особый шарм Пересильд — это, возможно, и есть ее главный секрет

OK!
Почему успешные женщины попадают в ловушку страданий Почему успешные женщины попадают в ловушку страданий

Высокие личные стандарты часто становятся причиной неблагополучной личной жизни

Psychologies
Выставка Шарлотты Перриан в Fondation Louis Vuitton: главное Выставка Шарлотты Перриан в Fondation Louis Vuitton: главное

Смотрите в Париже с октября по февраль

Vogue
Самый дорогой инкубатор земли: как устроены швейцарские школы-пансионы Самый дорогой инкубатор земли: как устроены швейцарские школы-пансионы

Швейцарское школьное образование — одно из самых дорогих и престижных в мире

Forbes
Пассивное курение и вейпинг: насколько опасно для беременных? Пассивное курение и вейпинг: насколько опасно для беременных?

Вред от пассивного курения для будущей мамы

9 месяцев
Нужно ли разговаривать с детьми о неудачной беременности Нужно ли разговаривать с детьми о неудачной беременности

Стоит ли объяснять детям, что малыш из животика мамы так и не появился на свет?

Psychologies
Одинокий волк Одинокий волк

5 причин одиночества Киану Ривза

StarHit
Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи

Треть дохода «Формуле-1» дают взносы за право проведения Гран-при

Forbes
Открыть в приложении