Невероятно, но... мясо
Новые, точные имитации мясных продуктов из растений и клеточных культур становятся модными.
Великая война веганов с мясоедами приближается к неизбежному завершению: в продажу поступило растительное мясо, неотличимое от животного. Прошли времена, когда поедание морковного жаркого и вегетарианских сосисок казалось чем-то между подвигом и абсурдом. Котлеты, выращенные на грядке, поступают в мясные рестораны и кафе: эти имитации так совершенны, что способны «кровоточить» после слабой прожарки.
Пламенная страсть
Что бы ни говорили горячие головы, но наш вид развивался как мясоед. Плоть животных питательна и содержит почти все жизненно необходимые вещества. Уже после простейшей термической обработки она становится намного легче для пережевывания и переваривания, нежели жесткие растительные волокна. Скорее всего, именно достаточное количество легко усваиваемой мясной пищи позволило нашим предкам уменьшить массу челюстей и их мускулатуры, освободив место для развития большого мозга, а впоследствии помогло и питать этот прожорливый орган. До сих пор самое популярное место отдыха – поблизости от гриля или мангала, где шипят, шкворчат и дымятся куски аппетитного мяса.
В стремлении утолить свою вечную тягу люди приручили животных, и за тысячи лет превратили их в живые фабрики, производящие треть потребляемых нами белков. Пастбища занимают больше четверти площади суши. В 2018 году, когда население Земли превысило 7,5 млрд человек, поголовье крупного рогатого скота составило без малого миллиард. Добавьте сюда 769 млн свиней и не менее 50 млрд кур – биосфере тяжело дается такая нагрузка. По данным на 2010 год, эта деятельность привела к поступлению в атмосферу парниковых газов на 8,1 млрд т в CO2 -эквиваленте, что составляет 20% всех искусственных выбросов.
Мясозаменители
В таких обстоятельствах отказ от мяса выглядит не чудачеством, а ответственным отношением к будущему*. Благо возможностей для полноценного питания без использования животных появилось уже предостаточно. На это указывает и статистика: в 2018 году в США рынок традиционной мясной продукции, составляющий порядка 30 млрд долл., практически не вырос. Зато пока еще довольно узкая (1,4 млрд) ниша «искусственного мяса» увеличилась почти на четверть. В разработку таких технологий вкладываются серьезные инвестиционные группы и богатые звезды, включая Билла Гейтса, Серену Уильямс и Леонардо Ди Каприо. Да и компаний, работающих над такими проектами, тоже набралось немало.
* Заметим, что некоторые виды чисто растительной диеты в пересчете на то же число калорий ведут к выбросу даже большего количества парниковых газов, нежели животноводство, требуют больше воды и быстрее истощают земельные ресурсы. Особенно вредным с этой точки зрения считается фрукторианство.
Daiya Foods производит мягкие сыры на основе гороха, Good Catch изготавливает «тунца» из белков бобовых, Beyond Meat продает «курятину», «свиные» сосиски и «говяжьи» стейки, имитированные сложной смесью растительных продуктов. Однако настоящим прорывом оказалась технология калифорнийской компании Impossible Foods. Работа над ней началась еще в 2011-м, в 2016 году была представлена первая котлета для гамбургеров из «растительного мяса», а уже в 2019-м новая версия Impossible Burger 2.0 стала главной сенсацией выставки CES в Лас-Вегасе. Но прежде разработчикам во главе с основателем компании Пэтом Брауном пришлось разобраться в том, что же делает мясо мясом. «После долгих поисков нам удалось выяснить, что главную роль в этом играет одна-единственная молекула, гем», – заявил глава Impossible Foods.