Мысленные эксперименты Ю Ли
Артефакт
- Имя: Ю Ли
- Страна: Китай
- Жанр: научно-фантастический дизайн
- Теория: направленная панспермия
Китай, кроме прочего, страна великой научной фантастики. Пик популярности жанра пришелся на девяностые-двухтысячные, время выхода романов Цзиня Тао, Тонга Энженга и, конечно, великого Лю Цысиня, автора нашумевшей книги «задача трех тел». Критики отмечают, что, в отличие от западных коллег, китайские авторы описывают мирную и мудрую вселенную, доброжелательную к землянам – хотя последние и не всегда этого заслуживают. Молодые китайские художники, запоем читающие фантастику, вслед за персонажами любимых романов рвутся осваивать землю и безграничный космос – художественными средствами.
У рассказа Ю Ли о каждом из ее арт-проектов бывает по нескольку начал. Разговор о самой масштабной работе – «космическом аппарате» для доставки земной жизни на другие планеты – она начала со своей детской любви к китайской фантастике, с дедушки, который неохотно вспоминал свою молодость, с юношеского увлечения идеей трансгуманизма. А потом начала еще раз – с того, как биологи записывают сонеты Шекспира на языке ДНК. Только после четырех вступлений пазл наконец сложился.
Космическое семечко
Культурная революция катком проехалась по целому поколению китайцев. Пережившие ее редко делятся воспоминаниями, а тем более чувствами. Дедушка Ю Ли, молодость которого пришлась на жестокие события конца шестидесятых, всегда был для внучки образцом для подражания – и загадкой: он знал все на свете, но в основном молчал. «У меня никогда не получалось его разговорить, и я спросила себя: как мне самой рассказать о своем опыте будущим поколениям?»
Этот вопрос, детская любовь к научной фантастике плюс случайно встреченная статья о синтетической биологии в сумме дали идею проекта Space Seed («Космическое семечко») – художественной реализации обратной панспермии. Классическая гипотеза панспермии предполагает, что жизнь на Земле может быть «пришелицей» из космоса, обратная – о том, что организмы с нашей планеты могут «заразить» жизнью другие небесные тела.
Проект начался как мысленный эксперимент. Если некоторая земная форма жизни отправится в далекий космос, она может оказаться на планете с подходящими условиями и начнет воспроизводить себя и осваивать новый дом. А может, там ее встретят другие живые существа; если повезет, они даже будут разумны в нашем понимании этого слова. Вдруг они разглядят в семечке послание с Земли и смогут его расшифровать? Тогда почему бы не использовать живое существо как вместилище информации о нашем жизненном опыте и не отправить его, как письмо в бутылке, к другим мирам?