Помнить, чтобы забыть: что такое постпамять и зачем она нам

По мнению социологов, 80–100 лет — это период, когда вместе сосуществуют несколько поколений, обычно три или пять. Благодаря личным контактам они образуют общность жизненного опыта, воспоминаний и рассказанных историй. Память трех поколений является значимым горизонтом для личных воспоминаний, в какой-то мере выступая точками памяти. С этих воспоминаний, не прожитых, но услышанных, начинается формирование воспоминаний личных. Ключевое положение memory studies заключается в том, что прошлое является не стабильным конструктом, а процессом.
Постпамять и постпоколение
Эва Хоффман, писательница и редактор The New York Times, эмигрировала из послевоенной Польши в Канаду в 1949 году. В книге «После такого знания» она исследует механизмы формирования постпамяти в своей семье: «В нашей маленькой квартире царил хаос эмоций, возникших из воспоминаний моих родителей. Воспоминания о военном опыте продолжали прорываться вспышками образов, резкими, отрывистыми фразами, повторяющимися, прерывистыми рефренами. Прошлое прорывалось в звуках кошмаров, вздохах и болезнях, слезах и острых болях, которые были наследием сырого чердака и условий, которые терпели мои родители, когда прятались».
Будучи представительницей постпоколения, Эва Хоффман описывает не только конкретные переживания, переданные родителями второму поколению, но и способы присваивания травматического опыта других. Не переживая его лично, могут ли дети вписать этот опыт в свою психику и остаться лишь свидетелем?
Как не травмироваться, постоянно сталкиваясь с памятью о травме?
Для ответа на эти вопросы Хоффман предлагает провести черту, разделяющую постпоколение в целом и «второе поколение» в буквальном смысле. Понятие термину постпоколение дает культуролог и исследовательница Марианна Хирш. Это поколение:
- выросло после крупных исторических событий (Вторая мировая война, Холокост, репрессии);
- осознает травмы прошлого, но воспринимает их через призму дистанции и исторического осознания, не будучи непосредственными свидетелями этих событий;
- — переосмысляет и реконструирует семейную память;
- живет с памятью о прошлом, но воспринимает ее дистанцированно.
Постпамять — это позиция второго/третьего поколения, которые непосредственно не помнит опыт исторических катастроф, но случившиеся события все равно становятся воспоминанием.

Механизмы передачи
В книге «Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста» Марианна Хирш пишет, что «постпамять описывает отношения, которые „поколение после“ выстраивает с личной, коллективной и культурной травмой тех, кто жил до них, — с теми переживаниями и опытом, что они „помнят“ только посредством историй, изображений и поступков, среди которых они выросли. Но этот опыт был передан им так глубоко и эмоционально, что казался определяющим их воспоминания. Таким образом связь постпамяти с прошлым в действительности опосредована не воспоминаниями, но работой воображения, проекцией и творчеством».