История создания фильма «12 стульев», который стал самым сложным для Гайдая

EsquireСобытия

Полтинник я вам дам: фильму «12 стульев» Леонида Гайдая — 50 лет. Вот, как он создавался

В 2021 году исполнилось 50 лет со дня премьеры фильма Леонида Гайдая «12 стульев» — экранизации знаменитого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Кирилл Горячок рассказывает об истории создания картины, которая стала для ее режиссера одной из самых сложных в его карьере.

Кирилл Горячок

«Командовать парадом буду я»: долгий путь к постановке

Леонид Гайдай обожал эстетику 1920-х годов. Из немого кино, бурлескной комедии он почерпнул технику созданию гэга — комической ситуации. Физическая комедия в его работах преимущественно снята без слов: герои бьются головами, дерутся и плачут с подчеркнутой актерской экспрессией, очень свойственной для довоенного кино. Гайдай адаптировал старые приемы комедии в современности, он был одержим динамикой действия и потому так любил авантюрный жанр, а в каждый фильм обязательно вставлял сцену погони.

Но важнее для Гайдая была сама эпоха «ревущих» 1920-х, и он мечтал воплотить ее на экране в адаптации своей любимой книги «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. По словам режиссера, он много лет добивался экранизации у киноначальства. Но постоянно встречал отказ — связано это было, по всей видимости, с сильно возросшей популярностью творчества великого дуэта. После войны первые киноприключения Бендера стали появляться в Америке, Швеции, Бразилии и других странах. Первая советская адаптация «12 стульев» вышла в 1966 году — это был телеспектакль Александра Белинского. В нем Остапа сыграл Игорь Горбачев. Спустя два года состоялась премьера «Золотого теленка» Михаила Швейцера с Сергеем Юрским в главной роли.

На этом фоне предложение Гайдая снять еще один фильм о Бендере показалось руководству «Мосфильма» лишним, хотя режиссер и настаивал на своем уникальном видении персонажа и эпохи, тщательно воссозданной Ильфом и Петровым.

После завершения «Бриллиантовой руки» (она вышла в том же 1968 году, что и «Золотой теленок» Швейцера) Гайдай вновь предпринял попытку поставить «12 стульев». Но вскоре с горечью узнал, что проектом уже занимается Георгий Данелия. Прошло около года, Гайдай уже начал планировать продолжение приключений Шурика, когда вдруг Данелия сам предложил коллеге заняться экранизацией: «Подходит Гия и спрашивает: „Леня, хочешь ставить „12 стульев“?“ Я отвечаю: „Это мечта моей жизни“. „Бери и начинай“, — говорит Гия. „А ты?“ — спрашиваю. „Пока готовился, у меня все перегорело, — говорит Гия. — Я уже не знаю, как этот роман ставить“. Ну я сразу за дело...»



Действительно, кинематограф Данелии был слишком плотно связан с реальностью, с современными типажами, социальными коллизиями. Плутовской же роман «12 стульев» полон условности, преувеличений, что совсем было не свойственно режиссеру «Афони» и «Осеннего марафона». Наоборот, это был материал Гайдая — мастера буффонады и комедии абсурда.

«Контора пишет»: Гайдай и сценарист Владлен Бахнов

В 1970-х, с окончанием эпохи оттепели, ставить оригинальные комедии становилось все труднее. Гайдай уже сильно натерпелся от киноначальства с «Бриллиантовой рукой» и в особенности с «Кавказской пленницей»: руководство обеспокоилось, разглядев в товарище Саахове сатирическую аллюзию на Сталина. Как и многие советские режиссеры в эти годы, Гайдай в 1970-х экранизирует классику: Ильфа и Петрова, Зощенко («Не может быть!») и Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию»). Материал литературы позволял избежать лишних вопросов со стороны чиновников во время съемок, хотя бы на время.

Но сценарий «12 стульев» Гайдаю давался нелегко. Воплотить на экране уникальный мир книги было непросто, приходилось очень тщательно отбирать сюжеты и комедийные сцены, чтобы они срабатывали в кино, создавали необходимый ритм, смешили и увлекали зрителя. Юмор Ильфа и Петрова часто проявляется в самой манере их письма, стилистических и языковых играх. Осип Мандельштам называл «12 стульев» «брызжущим весельем памфлетом». Киноязык же многие сатирические нотки уловить не способен, поскольку пользуется совершенно иными средствами воздействия на публику.

Гайдай, до этого предпочитавший работать над сценариями своих картин в одиночку, пригласил в этот раз на помощь сатирика Владлена Бахнова. В то время он был известен как талантливый автор «Крокодила», писавший миниатюры для лучших эстрадных юмористов — Райкина и Шурова, клоунов Никулина и Попова, а с 1974 года он стоял у истоков киножурнала «Ералаш». Бахнов очень хорошо чувствовал художественную силу визуальной комедии, был большим любителем буффонады, кроме того, они с Гайдаем в тот момент жили на одной улице и хорошо были знакомы. Вместе они составили, возможно, лучший комедийный дуэт 1970-х, писали сюжеты для всех последующих гайдаевских фильмов вплоть до «Спортлото-82».

Сценарий «12 стульев» долго обсуждался на киностудии Григория Чухрая «ЭТО» (Экспериментальное творческое объединение). Прежде всего специалистов и киночиновников беспокоила целесообразность съемок фильма, что он должен был сообщить советскому зрителю.

Сохранился отрывок обсуждения сюжета на студии:

А. Мачерет

Сценарий располагает к тому, чтобы его хвалить. Эта вещь прежде всего веселая. Сценарий лишен того, что мы называем вульгарным социологическим смыслом. Но за этой легкостью и игривостью должен стоять определенный общественный смысл. Иной раз в сценарии для меня не хватало остроты социальной характеристики. Герои должны быть не только смешны, но и современны с точки зрения современных пороков. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл.

В. Хотулев

Трудность экранизации этой вещи, на мой взгляд, заключается в том, что необходимо аттракцион слова перевести в аттракцион изображения. Есть опасность, что при экранизации может исчезнуть аромат книги.

М. Качалова

Хоть и говорят, что есть нестареющие вещи, все же они стареют. Я убедилась в этом, перечитывая Ильфа и Петрова. Сценарий я начинала читать с большой тревогой. Слишком памятна нам история с «Золотым теленком». Фильм Швейцера не состоялся. Сценарий «12 стульев» сделан на редкость деликатно и добротно. Соблюдена событийная канва, сценарий написан с большим уважением к книге... Меня встревожило одно обстоятельство: Гайдай, по-моему, стал очень серьезным. Он стал вдруг академичен. Я хочу, чтобы он озоровал по-гайдаевски и в то же время по-новому. Сценарий, на мой взгляд, слишком респектабелен.

Л. Гайдай

Я считаю, все дело в том, как сделать. Не всякую эксцентрику можно записать литературно. Мы рассчитываем на то, что очень много зрителей, которые не читали роман...

В. Бахнов

Мы прекрасно понимали, что нельзя объять необъятное. У каждого из нас есть свои любимые места в романе. Мы не делаем фильм из расчета — угодить всем...

Интересно, что, одновременно опасаясь сложности перенесения литературы на язык кино, киноруководство было обеспокоено актуальностью Ильфа и Петрова вообще. По всей видимости, в социальном типаже Бендера не хватало чего-то героического, воспитательного. Бендер — плут и прохиндей, да и вообще положительных, в понимании соцреализма, героев нет ни в книге, ни в фильме Гайдая. Похожий посыл можно прочесть и в оценке сценария Главным управлением художественной кинематографии:

«Прежде всего сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих по сути своей один на другой. Это, несомненно, противопоказано для комедии. Очевидно, необходимо, чтобы при разработке режиссерского сценария было произведено некоторое сокращение эпизодов. Далее в сценарии произошло смещение акцентов — от остросатирических у Ильфа и Петрова к юмористическим — у В. Бахнова. Но очевидно, что в сценарии и фильме должна прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Экранизация должна явиться в то же время, как и предлагают авторы сценария, озорной, жизнерадостной и эксцентрической комедией».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пятиминутный путеводитель по... странному спорту Пятиминутный путеводитель по... странному спорту

Странные виды спорта, странные чемпионы и странные спортивные снаряды

Esquire
Сколько нужно краски, чтобы покрасить Эйфелеву башню Сколько нужно краски, чтобы покрасить Эйфелеву башню

Эйфелеву башню покрасят в золотистый цвет. Сколько краски для этого понадобится?

Популярная механика
«Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню» «Я долгое время не могла отцепить от себя эту героиню»

Аня Пересильд — как сложилась ее жизнь после «Слова пацана»

OK!
В MIT разработали нейропротез, который воспроизводит тактильные ощущения В MIT разработали нейропротез, который воспроизводит тактильные ощущения

Протез, который может частично восстановить тактильные ощущения

Inc.
Милоша узнаю по походке Милоша узнаю по походке

Милош Бикович – о том, в каких случаях искусство может оказаться важнее политики

Esquire
Хроники азиатской столицы: как финский журналист уехал с семьей в Сибирь Хроники азиатской столицы: как финский журналист уехал с семьей в Сибирь

Отрывок из книги Юсси Конттинена «Сибирь научит»

Forbes
Почти Сайгон: приведет ли падение Кабула к кризису в американской политике Почти Сайгон: приведет ли падение Кабула к кризису в американской политике

Параллели падения Сайгона в 1975-м и Кабула в 2021 году многочисленны

Forbes
Сажаем кожу на диету: новый тренд, который спасет твое лицо Сажаем кожу на диету: новый тренд, который спасет твое лицо

Иметь много косметики просто бессмысленно и даже опасно для кожи

Cosmopolitan
В императорском стиле В императорском стиле

Восстановление коллекций Петергофа сегодня зависит от щедрости бизнесменов

Forbes
Превратности любви в дикой природе: самые необычные брачные ритуалы у животных Превратности любви в дикой природе: самые необычные брачные ритуалы у животных

Как поразить сердце прекрасной дамы, завоевать ее расположение?

Вокруг света
Как пластические операции меняют лицо: впечатляющие фото до и после Как пластические операции меняют лицо: впечатляющие фото до и после

Насколько впечатляющими могут быть изменения после пластической операции

Cosmopolitan
Головастиков голубоватой норницы впервые довели до метаморфоза в неволе Головастиков голубоватой норницы впервые довели до метаморфоза в неволе

Первый опыт по разведению редкой австралийской голубоватой норницы в неволе

N+1
Так нельзя! Цвета и виды одежды, запрещенные в разных странах (даже европейских) Так нельзя! Цвета и виды одежды, запрещенные в разных странах (даже европейских)

Cамые странные модные запреты, действующие в разных государствах планеты

Cosmopolitan
Вес ушёл. Что дальше? Вес ушёл. Что дальше?

20 лайфхаков, которые помогут не поправиться

Худеем правильно
Универсальная красота Универсальная красота

Обои с виниловым декоративным слоем

Идеи Вашего Дома
Чек-лист путешественника: что обязательно нужно взять в летнюю поездку Чек-лист путешественника: что обязательно нужно взять в летнюю поездку

Рекомендации и готовые списки для поездок на море и в горы

Вокруг света
Выживает слабый: как Чарлз Дарвин опровергал свою же теорию Выживает слабый: как Чарлз Дарвин опровергал свою же теорию

190 лет назад великий ученый Чарлз Дарвин поднялся на борт корабля «Бигль»

Вокруг света
Дело о мощах: приключения одной записки Дело о мощах: приключения одной записки

Документ из гробницы Александра Невского

Дилетант
Кошка, изменившая жизнь. Дин Николсон: «Мир Налы» Кошка, изменившая жизнь. Дин Николсон: «Мир Налы»

История кругосветного путешествия на велосипеде, ставшая мировой сенсацией

СНОБ
7 типов людей, с которыми не стоит дружить 7 типов людей, с которыми не стоит дружить

К каким типам друзей стоит присмотреться повнимательнее

Psychologies
Не ем булки и толстею: 7 неожиданных причин набора веса Не ем булки и толстею: 7 неожиданных причин набора веса

В чем же может быть причина резкого набора веса?

Cosmopolitan
Хорошо едим! Хорошо едим!

Как питаться правильно, полезно и недорого?

Лиза
Меня любили меньше Меня любили меньше

Эта боль знакома многим: почему брата или сестру родители любят больше?

Psychologies
Отказ от угля и нефти обойдется России в триллионы рублей Отказ от угля и нефти обойдется России в триллионы рублей

Глобальный энергопереход обойдется российской экономике в триллионы рублей

Forbes
Сойки проиграли орнитологам в наперстки и отказались от еды Сойки проиграли орнитологам в наперстки и отказались от еды

Соек можно обмануть с помощью фокуса с кубками и шарами

N+1
Озеро скорости: соляное озеро Бонневиль Озеро скорости: соляное озеро Бонневиль

Здесь собираются люди на самых невероятных автомобилях и мотоциклах

Популярная механика
5 главных русских злодеев из американских фильмов 5 главных русских злодеев из американских фильмов

Американцы составили рейтинг «страшных русских», которые были показаны в кино

Maxim
Рита Логинова. Одни плюсы: изменить представление о ВИЧ в отдельно взятой стране Рита Логинова. Одни плюсы: изменить представление о ВИЧ в отдельно взятой стране

Как девушка без ВИЧ стала одной из главных активисток в стране по этой теме

Домашний Очаг
Найдены связанные с возрастом наступления менопаузы генетические варианты Найдены связанные с возрастом наступления менопаузы генетические варианты

Ученые обнаружили 290 мутаций, связанных со временем наступления менопаузы

N+1
Колдовская трава: яд, полупаразит или украшение? Колдовская трава: яд, полупаразит или украшение?

В июле в российских лесах зацветает растение, которое почиталось как колдовское

Вокруг света
Открыть в приложении