Почему Роспатент может не одобрить товарный знак «Сучки», но зарегистрирует «Тупого жирного зайца»
Какие слова можно «присвоить», а какие нельзя, и почему «Яндекс» должен судиться с Rambler за знак «Яндекс.Афиша», если свидетельства на обе «афиши» фирмам выдал сам Роспатент.
В 2019 году группа компаний Rambler попросила Роспатент запретить МТС и «Яндексу» использовать товарные знаки со словом «афиша», поскольку она сама владеет правом на такой же. Через сервисы «Афиша», «МТС Афиша» и «Яндекс.Афиша» все три фирмы продавали билеты в кино, театры и клубы.
Принимать претензии Роспатент отказался, а «Яндекс» подал на Rambler в суд по интеллектуальным правам — тоже безуспешно. В октябре 2021 года компании пытались урегулировать спор, но в ноябре Rambler отказалась от мирового соглашения. История, полагают эксперты, ещё не закончена, и её исход может повлиять на практику в сфере товарных знаков в будущем.
Какие слова можно зарегистрировать в России, почему «Яндекс» оказался в такой ситуации и о чём подумать, перед тем как подавать заявку в Роспатент — рассказывает юрист в сфере интеллектуальной собственности компании Claims и ведущий подкаста «Копикаст» Виктор Горский-Мочалов.
Какие слова в России нельзя зарегистрировать как товарные знаки
Нельзя претендовать на знаки, не имеющие различительной способности. Это описательные слова, которые прямо обозначают вид товара и характеризуют его и которые человеку трудно воспринимать как товарный знак. Например, нельзя зарегистрировать:
- Бутилированную воду, выпущенную в Новой Зеландии, как «Новозеландскую воду», а яблочный сок как «Яблочный».
- Продукт питания как «Свежий», поскольку другие фирмы будут использовать то же слово, чтобы описывать качество собственной продукции.
- Текстильное производство хлопка как «Хлопок», а магазин как «Магазин».
Знак «Яблоко» не подойдёт для лавки с фруктами, но устроит Роспатент, если так будет называться марка пижам или канцелярский бренд. Правда, риски есть всегда, пишут юристы бюро Borovic. В российской практике пытались оспорить название «Кристалл» для воды, несмотря на то, что кристалл — это твёрдое тело, а вода — жидкость.
Есть лайфхак: доказать, что обозначение — допустим, то же «Яблоко» — потребители давно воспринимают как товарный знак. Если Роспатент убедится, что обозначение приобрело различительную способность, то сможет его зарегистрировать. Виктор Горский-Мочалов юрист
Для этого придётся подтвердить, что обозначение давно в ходу: используется в маркетинговых материалах и, например, на упаковках.
Слово можно сделать своим товарным знаком, даже если кто-то уже зарегистрировал его. Но только если компании предлагают разные услуги — например, одна выпускает пирожные, а другая заведует автомойкой. А вот одно и то же обозначение для бренда пирожных и фирмы печенья не подойдёт. Потребитель может невольно решить, что у товаров общий производитель.