Оттенки зеленого
За электрокарами будущее, утверждают все вокруг. Но действительно ли они такие экологичные, какими кажутся на первый взгляд?
Илон Маск не только запустил электромобиль Tesla в космос, но и придал ускорение всей глобальной электромобильной отрасли. Сегодня электрокары стремительно дешевеют, мощнеют и заполняют дороги по всему миру. Но приведет ли это к желаемому снижению нагрузки на окружающую среду? Даниил Петин, директор по стратегическим проектам DiDi, объясняет, насколько «зелеными» на самом деле являются электрокары.
К 2040 году, по разным прогнозам – от 65 до 100% новых автомобилей, продаваемых на планете, будут электрическими. Volvo полностью заменит линейку на электрокары к 2030 году, Audi – к 2033-му, а General Motors – к 2035-му. Россия тоже спешит стать электромобильной державой. В августе 2021 года правительство приняло концепцию развития электротранспорта, согласно которой в стране в ближайшие годы создадут производственную базу для выпуска электромобилей и расширят инфраструктуру для них. Популярность электрокаров объяснима: они экономичнее, тише, их проще ремонтировать и обслуживать. Но правительства, объявляющие национальные кампании по поддержке электрокаров, и автоконцерны, меняющие стратегию бизнеса, руководствуются другой причиной. Один из мотиваторов – экологичность, ведь электрокары создают меньшую нагрузку на окружающую среду. Меньшую, но не нулевую – и разницу нужно понимать.
Как посчитать «зеленость» электрокара?
Электромобили действительно не производят напрямую той самой «копоти», то есть опасных выбросов углекислого газа. Скептики обычно возражают: процесс производства электрокаров и особенно батарей для них воздействует на окружающую среду едва ли не хуже, чем в случае машин с ДВС. Но если посмотреть на полный цикл цепочки создания ценности при производстве, эксплуатации и утилизации машины, то окажется, что электромобили все же более экологичны – на 20-70% в зависимости от страны. К таким выводам пришли авторы недавнего исследования Международного совета по экологическому транспорту (ICCT).
А вот энергию, которой питаются электромашины, не всегда можно считать экологически чистой. Большое значение имеет то, как именно производят электричество. В разных странах используются разные источники топлива, значит, экологический след одной и той же модели электромобиля будет отличаться. Например, проехавшись на Nissan Leaf по Польше или США, где более 60% электростанций работает на угле, вы опосредованно участвуете в достаточно большом объеме выбросов CO2 в атмосферу. Но объем этот все равно будет в три-пять раз меньше, чем у Toyota Camry или пикапа Ford F-150. А в Германии или Исландии, где электричество генерируется от возобновляемых источников, экологический след будет ниже в десятки раз. Для России проблема «грязного» электричества не слишком актуальна. Угольные блоки приносят всего около 13% электроэнергии в стране – остальное вырабатывают электростанции на газе,