«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»: как создавалась самая известная картина Николая Ге и при чем тут художники-передвижники

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В новом выпуске — самая известная картина Николая Ге, написанная к первой выставке передвижников и купленная Павлом Третьяковым прямо из мастерской художника, еще до начала экспозиции. Погружаемся в исторический контекст создания полотна (1872-й год, 200-летие Петра Великого) и разбираемся, почему Ге взялся именно за этот сюжет.
Прежде чем перейти к историческому контексту «за рамой», быстро ответим на вопрос, которым вы, скорее всего, задаетесь, глядя на картину: почему Николай Ге написал Петра I именно таким? Потому что он написал его со своей жены, Анны Ге. Получилось настолько удачно, что, несмотря на то что есть и восковая фигура Петра работы Растрелли в Эрмитаже, и памятник Михаила Шемякина, отлитый в 1991 году, лицо которого сделано на основании подлинной восковой маски с лица Петра, мы все равно представляем себе Петра I таким, каким его написал Ге. Спасибо, что писал не со своей собаки.
Царевич Алексей тоже, честно говоря, не настолько плохо выглядел, как изображает Ге.
Таннауэр даже как-то лучше его при жизни писал. Например, ниже портрет царевича периода сватовства к будущей жене Шарлотте, 1710 года. Эти портреты были как фотофильтры сейчас, но тем не менее.


Теперь перейдем к периоду, в котором картина была написана. Ее создание было приурочено к первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок (поэтому членов товарищества и называли «передвижники»), открытие которой состоялось в Петербурге в ноябре 1871 года. В то время приближался 200-летний юбилей со дня рождения Петра I (1672–1725). Готовиться к этому событию начали аж за два года, первый русский император как-никак.
Ге состоял в Товариществе, более того, он был одним из основателей. После путешествия по Италии художник посмотрел, как можно жить иначе, вдохновился, вернулся на родину и сравнил. В эту благодатную почву попало знакомство с другими художниками и писателями с похожими взглядами, с которыми было решено организовать артель в противовес императорской и слишком консервативной Академии художеств.