Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения

Вокруг светаИстория

Всемирный фарватер

Колумб проложил путь из Европы в Америку, но преодолевать его парусникам мешала стихия. В XIX веке благодаря пароходам появилось регулярное морское сообщение, которое началось с Атлантики и связало всю планету, став главным каналом перемещения людей. Задолго до эры авиации

Текст: Владимир Веретенников

Почтовая открытка с изображением прогулочной палубы парохода «Мария Терезия»

Закономерно, что первый массовый спрос возник именно на трансатлантические путешествия: США быстро развивались, и через «большую лужу» стремилось переплыть все больше эмигрантов и предпринимателей из Старого Света.

Регулярное трансатлантическое сообщение началось 4 января 1818-го, когда американская компания Wright, Thompson, Marshall&Thompson отправила из Ливерпуля в Нью-Йорк парусник «Курир» с грузом и четырьмя пассажирами на борту, а днем позже другое судно той же компании «Джеймс Монро» покинуло Нью-Йорк в противоположном направлении. Поскольку паруса обоих кораблей украшал опознавательный знак в виде большого черного шара, вскоре компания была переименована в Black Ball Line.

Идея привлекла других судовладельцев, и вскоре у Black Ball Line появились конкуренты – Red Star Line, Blue Swallowtail Line и Dramatic Line. Сначала все четверо соперников вели «дикую» схватку, но в 1844 году заключили между собой соглашение о том, что будут отправлять свои корабли по определенным датам, не отбивая друг у друга клиентов. И именно тогда в обиход впервые вошло слово «лайнер» (liner) – то есть большое пассажирское судно, передвигающееся строго по графику и по определенной линии маршрута.

Явление парохода

Первым лайнерам отчаянно не хватало точности. Трансатлантическое путешествие могло затянуться на срок от 15 до 40 дней и больше – в зависимости от погоды. Печальный рекорд поставил лайнер «Даймонд», зимой 1836-37 годов добиравшийся из Ливерпуля в Нью-Йорк в течение целых ста дней! За это время иссякли имевшиеся на борту продукты, и 17 из 180 пассажиров умерли от истощения. Естественно, люди, отдававшие за рейс огромные по тем временам суммы от 120 до 140 долларов, хотели от судовладельцев большей точности и безопасности.

Весной 1838 года Атлантический океан за 18 суток и 2 часа пересекло судно «Сириус», пользовавшееся в пути не традиционными парусами, а паровой машиной и громоздкими гребными колесами. Этот рейс сопровождался драматическими обстоятельствами. Дело в том, что в апреле 1837-го в Лондоне был введен в эксплуатацию «Грейт Уэстерн» – первый в истории пароход, построенный специально для перевозки пассажиров через Атлантику. Это творение инженера Измабарда Кингдома Брюнеля выглядело по тем временам чудом техники: 2300 тонн водоизмещения, двухцилиндровый паровой двигатель мощностью в 750 лошадиных сил, два гребных колеса и полная скорость в 8,5 узла (15,7 км/ч). При экипаже в 80 человек он мог взять на борт 128 пассажиров.

Пароход «Грейт Уэстерн»

Компания Great Western Steamship Co, которой принадлежало это замечательное судно, намеревалась «застолбить» за собой первую в мире трансатлантическую пароходную трассу, но обнаружился конкурент. Компания British&American Steam Navigation Co начала строительство собственного парового лайнера «Ройял Виктория». Когда стало ясно, что «Викторию» не успеют завершить в срок, чтобы она успела опередить «Грейт Уэстерн», владельцы British&American пошли вабанк – и зафрахтовали 700-тонный тихоходный «Сириус», до того мирно ходивший по каботажной трассе между Лондоном и ирландским Корком.

31 марта 1838 года «Грейт Уэстерн» отплыл из Лондона в Бристоль, чтобы оттуда начать путешествие в Нью-Йорк. Но на пути в машинном отделении судна вспыхнул пожар – тем более опасный, что корпус парохода был сделан из дуба. Пожар быстро удалось потушить, но свыше 50 пассажиров, прослышав об этом инциденте, отменили бронирование рейса Бристоль–Нью-Йорк.

Когда «Грейт Уэстерн» 8 апреля покинул британские берега, на его борту находилось лишь семь самых храбрых пассажиров. Однако из-за пожара рейс задержался, дав «Сириусу» четырехдневную фору. По мере приближения к Нью-Йорку «Сириус» почти полностью израсходовал имевшийся на борту уголь, и экипажу пришлось вылить в топки четыре барреля смолы. Газеты потом постарались приукрасить эту историю, утверждая, будто морякам пришлось спалить в топке мачту и даже корабельную мебель. Это, однако, вымысел, позже, впрочем, вдохновивший Жюля Верна на описание приключений, что пережил при пересечении Атлантики Филеас Фогг. Так или иначе, команда «Сириуса» выложилась по полной, опередив куда более мощный и быстрый «Грейт Уэстерн» на шесть часов. В Нью-Йорк «Сириус» прибыл 22 апреля, а «Грейт Уэстерн» – лишь 23 апреля.

Памятник Сэмюэлу Кунарду в Галифаксе, Новая Шотландия

Часовой маятник

Впрочем, ни одному из участников первой гонки не суждено было завоевать владычество над Атлантикой. А добился этого канадский судовладелец Сэмюэл Кунард. Уроженец Галифакса, которого называли «Наполеоном бизнеса», еще в 1831 году сделал предсказание: благодаря паровым судам сообщение на морских рейсах скоро будет осуществляться с такой же точностью, как и на железных дорогах. И сам взялся за исполнение своего пророчества.

В 1837 году 49-летний Кунард отправился в Лондон, где сумел уговорить Адмиралтейство субсидировать строительство судов «мощностью не менее 300 лошадиных сил для перевозки почты из Англии в Галифакс дважды в месяц», а также заключить контракт с инженером Робертом Нейпиром, который взялся сделать для него надежные и мощные двигатели по разумной цене. А 7 февраля 1840 года на верфи в шотландском Гриноке состоялся спуск на воду парохода «Британия».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бои семейного значения Бои семейного значения

Вроде бы что может быть естественнее семейной жизни? Ан нет!

Дилетант
Girl, Interrupted. Почему всем, кто молод, стоит смотреть «Нику» — драму о поэтессе, которая перестала писать Girl, Interrupted. Почему всем, кто молод, стоит смотреть «Нику» — драму о поэтессе, которая перестала писать

Печальная история о родительском насилии и синдроме самозванца

Правила жизни
Место встреч: Междуречье Место встреч: Междуречье

Месопотамия – исторический регион в Турции, охватывающий долины Евфрата и Тигра

Вокруг света
Странный брак: что на самом деле произошло между Чайковским и его женой Странный брак: что на самом деле произошло между Чайковским и его женой

Брак Чайковского продлился всего несколько недель и одновременно — всю жизнь

VOICE
Год без лета Год без лета

Извержение вулкана Тамбора в 1815 году стало самым мощным в истории человечества

Вокруг света
Эффективное утяжеление тренировки с гантелями для женщин в домашних условиях Эффективное утяжеление тренировки с гантелями для женщин в домашних условиях

Топ-10 упражнений для идеальной фигуры

Лиза
Опасное слово Опасное слово

Наполеон знал толк в вождении полков и потому к словам относился серьёзно

Дилетант
Украденная жизнь: 6 реальных историй похищения девушек Украденная жизнь: 6 реальных историй похищения девушек

Героиням этих реальных историй о похищениях повезло: они были освобождены

VOICE
Хозяева древних морей Хозяева древних морей

Кем были самые опасные морские хищники прошлого?

Вокруг света
Главные провалы: российские народные машины, которые не увидели свет Главные провалы: российские народные машины, которые не увидели свет

На какие машины планировалось пересадить россиян, и почему план не удался

РБК
Остановись, мгновенье Остановись, мгновенье

Спустя 2500 лет атлет остается одним из самых мощных образов в истории искусства

Вокруг света
Гонконг, Казахстан или Грузия: куда лучше перевозить IT-компанию из России Гонконг, Казахстан или Грузия: куда лучше перевозить IT-компанию из России

Преимущества и недостатки оформления бизнеса в Армении, Грузии, Узбекистане

Forbes
Черное дело Черное дело

Традиционное – не значит устаревшее, считают Елена и Олег Малышевы

Вокруг света
Эту девочку леди Ди звала своей доченькой: кто она и что с ней сейчас Эту девочку леди Ди звала своей доченькой: кто она и что с ней сейчас

Мало кто знает, что у принцессы Дианы была в Индии названая дочь

Cosmopolitan
Три рыбки у водопада Три рыбки у водопада

Удивительное путешествие в страну, где «13 месяцев солнца», но льют дожди

Вокруг света
Страдающее искусство: 7 громких случаев арт-вандализма Страдающее искусство: 7 громких случаев арт-вандализма

Громкие случаи нападения на искусство

Правила жизни
Вам письмо Вам письмо

В Антарктиде, на Эвересте, под водой – самые необычные почтовые отделения мира

Вокруг света
Как обустроить маленькую квартиру: ремонт своими руками «по уму» Как обустроить маленькую квартиру: ремонт своими руками «по уму»

Как использовать каждый метр маленькой квартиры эффективно

ТехИнсайдер
Веселый град Веселый град

О бурной, веселой и криминальной жизни Праги до Тридцатилетней войны

Вокруг света
Лебединая верность: как живут кумандинцы Лебединая верность: как живут кумандинцы

Свободолюбивые и верные, как лебеди, коренные жители Алтая

Вокруг света
На надувной лодке через Атлантику На надувной лодке через Атлантику

Кругосветное плавание безопасной работой не было никогда

Вокруг света
Бродский-читатель: литература на польском, Ахматова и книга с котятами. Что хранится в библиотеке Иосифа Бродского? Бродский-читатель: литература на польском, Ахматова и книга с котятами. Что хранится в библиотеке Иосифа Бродского?

Бродском-читатель: его книги и вкусы

Правила жизни
Путь на Олимп Путь на Олимп

Как возродилась древняя традиция Олимпийских игр

Вокруг света
Самые сексуальные звездные братья: выбирай, кто из них успешнее и горячее Самые сексуальные звездные братья: выбирай, кто из них успешнее и горячее

"Дайте два" - это про наших парней

VOICE
Монарх, которому везло Монарх, которому везло

Правитель Саксонии Август II Сильный был главным инициатором войны

Дилетант
Не детский писатель: за что Крупская, Сталин и другие партийные функционеры затравили Корнея Чуковского? Не детский писатель: за что Крупская, Сталин и другие партийные функционеры затравили Корнея Чуковского?

История творчества Корнея Чуковского

ТехИнсайдер
Четыре сыра Четыре сыра

Как сменить город на деревню и стать сыроваром

Вокруг света
Для охоты, общения и навигации: как рыбы научились использовать электричество Для охоты, общения и навигации: как рыбы научились использовать электричество

Некоторые рыбы освоили электричество гораздо раньше человека

Вокруг света
Есть всюду свет Есть всюду свет

Новая жизнь бывших церквей

Вокруг света
«Стар, неинтересен и к тому же беден»: как сложилась судьба автора «Дон Кихота» «Стар, неинтересен и к тому же беден»: как сложилась судьба автора «Дон Кихота»

Жизнь Мигеля де Сервантеса до сих пор остается в определенном смысле загадкой

Вокруг света
Открыть в приложении