Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения

Вокруг светаИстория

Всемирный фарватер

Колумб проложил путь из Европы в Америку, но преодолевать его парусникам мешала стихия. В XIX веке благодаря пароходам появилось регулярное морское сообщение, которое началось с Атлантики и связало всю планету, став главным каналом перемещения людей. Задолго до эры авиации

Текст: Владимир Веретенников

Почтовая открытка с изображением прогулочной палубы парохода «Мария Терезия»

Закономерно, что первый массовый спрос возник именно на трансатлантические путешествия: США быстро развивались, и через «большую лужу» стремилось переплыть все больше эмигрантов и предпринимателей из Старого Света.

Регулярное трансатлантическое сообщение началось 4 января 1818-го, когда американская компания Wright, Thompson, Marshall&Thompson отправила из Ливерпуля в Нью-Йорк парусник «Курир» с грузом и четырьмя пассажирами на борту, а днем позже другое судно той же компании «Джеймс Монро» покинуло Нью-Йорк в противоположном направлении. Поскольку паруса обоих кораблей украшал опознавательный знак в виде большого черного шара, вскоре компания была переименована в Black Ball Line.

Идея привлекла других судовладельцев, и вскоре у Black Ball Line появились конкуренты – Red Star Line, Blue Swallowtail Line и Dramatic Line. Сначала все четверо соперников вели «дикую» схватку, но в 1844 году заключили между собой соглашение о том, что будут отправлять свои корабли по определенным датам, не отбивая друг у друга клиентов. И именно тогда в обиход впервые вошло слово «лайнер» (liner) – то есть большое пассажирское судно, передвигающееся строго по графику и по определенной линии маршрута.

Явление парохода

Первым лайнерам отчаянно не хватало точности. Трансатлантическое путешествие могло затянуться на срок от 15 до 40 дней и больше – в зависимости от погоды. Печальный рекорд поставил лайнер «Даймонд», зимой 1836-37 годов добиравшийся из Ливерпуля в Нью-Йорк в течение целых ста дней! За это время иссякли имевшиеся на борту продукты, и 17 из 180 пассажиров умерли от истощения. Естественно, люди, отдававшие за рейс огромные по тем временам суммы от 120 до 140 долларов, хотели от судовладельцев большей точности и безопасности.

Весной 1838 года Атлантический океан за 18 суток и 2 часа пересекло судно «Сириус», пользовавшееся в пути не традиционными парусами, а паровой машиной и громоздкими гребными колесами. Этот рейс сопровождался драматическими обстоятельствами. Дело в том, что в апреле 1837-го в Лондоне был введен в эксплуатацию «Грейт Уэстерн» – первый в истории пароход, построенный специально для перевозки пассажиров через Атлантику. Это творение инженера Измабарда Кингдома Брюнеля выглядело по тем временам чудом техники: 2300 тонн водоизмещения, двухцилиндровый паровой двигатель мощностью в 750 лошадиных сил, два гребных колеса и полная скорость в 8,5 узла (15,7 км/ч). При экипаже в 80 человек он мог взять на борт 128 пассажиров.

Пароход «Грейт Уэстерн»

Компания Great Western Steamship Co, которой принадлежало это замечательное судно, намеревалась «застолбить» за собой первую в мире трансатлантическую пароходную трассу, но обнаружился конкурент. Компания British&American Steam Navigation Co начала строительство собственного парового лайнера «Ройял Виктория». Когда стало ясно, что «Викторию» не успеют завершить в срок, чтобы она успела опередить «Грейт Уэстерн», владельцы British&American пошли вабанк – и зафрахтовали 700-тонный тихоходный «Сириус», до того мирно ходивший по каботажной трассе между Лондоном и ирландским Корком.

31 марта 1838 года «Грейт Уэстерн» отплыл из Лондона в Бристоль, чтобы оттуда начать путешествие в Нью-Йорк. Но на пути в машинном отделении судна вспыхнул пожар – тем более опасный, что корпус парохода был сделан из дуба. Пожар быстро удалось потушить, но свыше 50 пассажиров, прослышав об этом инциденте, отменили бронирование рейса Бристоль–Нью-Йорк.

Когда «Грейт Уэстерн» 8 апреля покинул британские берега, на его борту находилось лишь семь самых храбрых пассажиров. Однако из-за пожара рейс задержался, дав «Сириусу» четырехдневную фору. По мере приближения к Нью-Йорку «Сириус» почти полностью израсходовал имевшийся на борту уголь, и экипажу пришлось вылить в топки четыре барреля смолы. Газеты потом постарались приукрасить эту историю, утверждая, будто морякам пришлось спалить в топке мачту и даже корабельную мебель. Это, однако, вымысел, позже, впрочем, вдохновивший Жюля Верна на описание приключений, что пережил при пересечении Атлантики Филеас Фогг. Так или иначе, команда «Сириуса» выложилась по полной, опередив куда более мощный и быстрый «Грейт Уэстерн» на шесть часов. В Нью-Йорк «Сириус» прибыл 22 апреля, а «Грейт Уэстерн» – лишь 23 апреля.

Памятник Сэмюэлу Кунарду в Галифаксе, Новая Шотландия

Часовой маятник

Впрочем, ни одному из участников первой гонки не суждено было завоевать владычество над Атлантикой. А добился этого канадский судовладелец Сэмюэл Кунард. Уроженец Галифакса, которого называли «Наполеоном бизнеса», еще в 1831 году сделал предсказание: благодаря паровым судам сообщение на морских рейсах скоро будет осуществляться с такой же точностью, как и на железных дорогах. И сам взялся за исполнение своего пророчества.

В 1837 году 49-летний Кунард отправился в Лондон, где сумел уговорить Адмиралтейство субсидировать строительство судов «мощностью не менее 300 лошадиных сил для перевозки почты из Англии в Галифакс дважды в месяц», а также заключить контракт с инженером Робертом Нейпиром, который взялся сделать для него надежные и мощные двигатели по разумной цене. А 7 февраля 1840 года на верфи в шотландском Гриноке состоялся спуск на воду парохода «Британия».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Древних китайцев заподозрили в крупномасштабном производстве киновари Древних китайцев заподозрили в крупномасштабном производстве киновари

Ученые исследовали материалы из гробниц времен династии Шан

N+1
Британский фунт Британский фунт

Британский фунт — древнейшее в мире действующее платежное средство

Вокруг света
Хозяева древних морей Хозяева древних морей

Кем были самые опасные морские хищники прошлого?

Вокруг света
Суп невесты Суп невесты

Суп в турецкой кухне на почетном месте. Особенно если это эзогелин чорбасы

Вокруг света
6 мифов об аккумуляторах смартфонов, в которые верят даже некоторые разработчики 6 мифов об аккумуляторах смартфонов, в которые верят даже некоторые разработчики

Все еще ждете выключения устройства, чтобы наконец его зарядить? Это миф!

TechInsider
Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара Поколение-«сэндвич» в эпоху турбулентности: уроки выживания от Скарлетт О’Хара

Чему нам стоит поучиться у героини «Унесенных ветром»?

Psychologies
Путь на Олимп Путь на Олимп

Как возродилась древняя традиция Олимпийских игр

Вокруг света
Зачем человеку гормоны счастья: приятные эмоции на уровне химии Зачем человеку гормоны счастья: приятные эмоции на уровне химии

Дофамин, серотонин и окситоцин — как гормоны влияют на нас с вами?

TechInsider
Место встреч: Междуречье Место встреч: Междуречье

Месопотамия – исторический регион в Турции, охватывающий долины Евфрата и Тигра

Вокруг света
«Как общаться с другом, если он признался мне в симпатии?» «Как общаться с другом, если он признался мне в симпатии?»

Как укрепить отношения с друзьями?

Psychologies
Черное дело Черное дело

Традиционное – не значит устаревшее, считают Елена и Олег Малышевы

Вокруг света
Что нужно делать, а что категорически нельзя, чтобы отучить ребенка от чипсов, сладкой газировки и другой вредной еды Что нужно делать, а что категорически нельзя, чтобы отучить ребенка от чипсов, сладкой газировки и другой вредной еды

Как быть, если твоего ребенка дразнят жирдяем? И не без основания

Maxim
Три рыбки у водопада Три рыбки у водопада

Удивительное путешествие в страну, где «13 месяцев солнца», но льют дожди

Вокруг света
Любовь к Родине: что такое здоровый патриотизм? Любовь к Родине: что такое здоровый патриотизм?

Можно ли ощущать себя собой, отрицая свою принадлежность к родной стране?

Psychologies
Путь к океану Путь к океану

Если вы хотите узнать Кению, надо проехать хотя бы полстраны

Вокруг света
Свобода слова по-французски Свобода слова по-французски

Франция создала систему контроля альтернативного государственной линии мнения

Эксперт
Веселый град Веселый град

О бурной, веселой и криминальной жизни Праги до Тридцатилетней войны

Вокруг света
Иллюзия контроля: как победить в себе микроменеджера Иллюзия контроля: как победить в себе микроменеджера

О поведении, которое демотивирует сотрудников, и о том, как его преодолеть

VC.RU
Город, которого нет Город, которого нет

Какими только не представлялись идеальные города мыслителям разных эпох

Вокруг света
Как тренируется и как питается новый Бэтмен: секреты физической формы Роберта Паттинсона Как тренируется и как питается новый Бэтмен: секреты физической формы Роберта Паттинсона

Обзаводимся такими же мускулами как у Бэтмена

Maxim
Из имамов в российские дворяне Из имамов в российские дворяне

После капитуляции в ауле Гуниб Шамиля ждал почётный плен в России

Дилетант
«И вся эта смерть продолженье» «И вся эта смерть продолженье»

О чем и как писал поэт Алексей Цветков

Полка
Герасим и топор, или Преступление без наказания Герасим и топор, или Преступление без наказания

Вероятно, это самое знаменитое описание преступления в мировой литературе

Дилетант
10 самых быстрых животных в мире: спринтеры из мира дикой природы 10 самых быстрых животных в мире: спринтеры из мира дикой природы

Рейтинг сверхскоростных животных планеты

TechInsider
Королева водорослей Королева водорослей

Как превратить природный мусор на пляже в искусные и долговечные предметы?

Вокруг света
Что делать, если у кошки или собаки блохи: вот как от них избавиться Что делать, если у кошки или собаки блохи: вот как от них избавиться

Как заметить блох на питомце и что с ними делать?

Популярная механика
10 интересных фактов об Анне Павловой 10 интересных фактов об Анне Павловой

Мы собрали 10 фактов из жизни одной из самых известных балерин XX века

Культура.РФ
Рай не в шалаше: что такое глэмпинги и почему они становятся все популярнее Рай не в шалаше: что такое глэмпинги и почему они становятся все популярнее

Отдыхать на природе можно не только в палатке, но и в весьма комфортных условиях

Вокруг света
Открыть в приложении