Первым делом — самолеты: как женщины строят карьеру в гражданской авиации
Доля женщин-пилотов в авиакомпаниях по всему миру составляет около 6%. В России средний показатель — менее 2%. Однако это не останавливает женщин от того, чтобы освоить эту профессию и добиться больших высот в самом буквальном смысле. Forbes Woman рассказывает, какие трудности им приходится преодолевать при поступлении в летные училища и приеме на работу и как они ежедневно вынуждены бороться со стереотипами о том, что женщина не может стать хорошим пилотом.
Согласна на все, лишь бы летать
Маргарита Сапунова отучилась на экономиста, но еще в институте поняла, что эта профессия ей не интересна. Тогда она впервые задумалась о том, что хочет стать пилотом. Она звонила в летные училища России, но там ей говорили, что девушек в эту профессию не берут. В итоге она устроилась на работу в офис экономистом.
«Однажды моя знакомая пошла работать бортпроводником, через год я увидела в соцсетях ее фотографии, где она счастливая в компании экипажа путешествует по разным странам, и подумала, что хотя бы так смогу дотронуться до самолета», — вспоминает Маргарита в интервью Forbes Woman. В 24 года она стала бортпроводником, и пилоты подсказали ей, что в Краснокутское училище в Саратовской области принимают девушек. «Я просто хотела сама поднять в небо эту огромную железяку, — говорит Сапунова. — Я хотела оторваться от земли и оказаться в воздухе».
Во время подачи документов она была единственной абитуриенткой. Один из педагогов сказал ей: «Вы же девушка! Идите и борщи варите, зачем вы сюда пришли?» «Я старалась учиться хорошо, но в течение трех лет он иногда подшучивал надо мной, говорил, что в детстве я не в куклы играла, а радио настраивала, и что мне нужно все-таки подумать насчет борщей. Я всегда отвечала, что одно другому не мешает», — рассказывает Маргарита.
В отличие от Маргариты, Юлия Швидкая еще в старших классах загорелась идеей стать пилотом. В 2001 году она звонила в Сасовское и Краснокутское летные училища, но ей говорили, не существует правил и норм для прохождения врачебно-летной медкомиссии, адаптированных для женщин. Идею о поступлении пришлось отложить на несколько лет — с конца 2000-х девушки могут поступить в любое учебное заведение, которое готовит пилотов.
«Я увлекалась парашютным спортом, — рассказывает Юлия Forbes Woman. — Некоторые пилоты всю жизнь боятся прыгнуть с парашютом и считают, что только неадекватные люди выходят в небо из работающего самолета. Однажды я познакомилась с пилотом, который был инструктором в летном училище. Он летал на своем небольшом самолете в аэроклубе, взял меня с собой в полет и отдал управление. На самом деле в этом нет ничего сложного, с этим даже школьник справится, но многие люди на большой высоте испытывают сильное волнение, которое мешает сконцентрироваться и видеть цифры на приборах».