Первый советский АВАКС: Ту-126
Ровно 60 лет назад в СССР начались работы по созданию самолета дальнего радиолокационного обнаружения.
Данный класс самолетов сначала в США, а потом и во всем мире, принято обозначать аббревиатурой AWACS (Airborne Warning and Control System — «Авиационная система предупреждения и контроля»). Эта аббревиатура прижилась, и теперь любой самолет с мощной радиолокационной станцией, вынесенной за пределы фюзеляжа, называют АВАКСом. В Советском Союзе была принята другая аббревиатура – самолет ДРЛО (Дальнего радиолокационного обнаружения), которая также прижилась.
Именно как самолет ДРЛО и создавался Ту-126 в конце пятидесятых годов прошлого века, дабы прикрыть прорехи в воздушном пространстве Крайнего Севера. Именно с северного направления в воздушное пространство СССР нередко вторгались американские самолеты-разведчики и даже бомбардировщики, что вызывало у советских генералов, отвечавших за противовоздушную оборону страны, серьезную обеспокоенность. Налицо была задача, которую невозможно было игнорировать и которую требовалось срочно решать.
Наиболее точно суть проблемы описал один из создателей Ту-126 Леонид Кербер: «Северные границы страны не были достаточно прикрыты от проникновения к нам чужих бомбардировщиков через Арктику. Причина заключалась в недостаточной дальности наземных радиолокационных станций ПВО. Из-за кривизны земной поверхности станции могли обнаружить летящие самолеты не далее 250-300 километров. Учитывая их скорость, времени для приведения ПВО в боеготовность не хватало. Имелись альтернативные решения: вынести РЛС на лед, ближе к полюсу, либо поднять антенны на высокие башни. Первое отвергал опыт Папанина: ледяные поля дрейфовали в сторону Атлантики. Второе вызывало сомнение: возможно ли соорудить вдоль побережья десятки Эйфелевых башен? Оставалось третье – разместить РЛС на крупном самолете».