Перстни для честных депутатов: как ювелирная студия заработала миллионы на хайпе вокруг выборов в Мосгордуму
Ювелирная студия Bendes превратила шумиху вокруг выборов в Мосгордуму в маркетинговый ход. Коллекция перстней, предназначенная для избранников народа, за неполную неделю принесла компании месячную выручку и резко повысила ее узнаваемость
Массивный перстень из золота 750-й пробы с огромным рубином весом в 7 карат, россыпью бриллиантов и гравировкой в виде герба России с обеих сторон. Такой «подарок» решил сделать будущим депутатам Мосгордумы Константин Кытин, владелец ювелирной студии Bendes. Накануне выборов, которые прошли в Москве 8 сентября, он выпустил лимитированную серию колец специально для народных избранников — всего 45 штук, по количеству мест в Мосгордуме. Стоимость люксовой версии из золота с рубином — 777 000 рублей (аллюзия к «люксовым» автомобильным номерам), варианта попроще из серебра и без камней — 40 000. «Это для честных депутатов», — то ли шутит, то ли всерьез объясняет Кытин.
За несколько дней Bendes удалось продать больше половины коллекции, заработать около 9 млн рублей выручки и, по оценкам Forbes, порядка 2 млн рублей чистой прибыли. Как предвыборный хайп прославил небольшую московскую студию?
Ювелир из Тверской губернии
«От одного человека до компании с оборотом в 120 млн рублей» — гласит описание профиля Константина Кытина в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Его путь в бизнесе и правда напоминает классическую историю успеха из книг американских миллионеров. Кытин родился в поселке Новозавидовский Тверской области, после 9-го класса уехал в Москву — учиться на ювелира в колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже. Через четыре года получил диплом ювелира пятого разряда (самый высокий — шестой). В качестве дипломной работы вместе с двумя одногруппниками изготавливал точную копию короны Российской Империи, скипетр и державу из серебра.
18-летний Кытин рвался на работу, но родители убедили его, что без высшего образования никуда. Константин поступил в Московский государственный горный университет на специальность технолога художественной обработки материалов. На выходные ездил домой в Тверскую область, где организовал себе мастерскую. Там Кытин выполнял заказы от друзей и знакомых: ремонтировал сломанные изделия, отливал кольца, плел цепочки. «Через пару лет накопилось такое количество постоянных клиентов, что я с трудом успевал выполнять все заказы. Это приносило неплохие деньги, в институте я полностью обеспечивал себя сам», — рассказывает Константин.
На выпускном курсе его позвали преподавать ювелирное дело в Политехнический колледж №13 имени П.А.Овчинникова. За три года работы там Кытин научился обращаться с фрезерными и лазерными станками и разобрался в 3D-моделировании. «Эта технология вывела меня на новый уровень: она позволяет сократить процесс производства с месяца до недели и не тратиться на выставочные образцы, — говорит Константин. — Можно просто открыть программу и показать клиенту, как будет выглядеть кольцо в нескольких вариантах — с бриллиантом, рубином, в белом или желтом золоте, без дополнительных затрат».
Бриллианты из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Кытину была не по душе бюрократическая система колледжа: «Большую часть времени я занимался тем, что составлял, распечатывал и подписывал бумажки. А хотелось делать то, что я люблю и умею». Он решил открыть собственную ювелирную мастерскую. Учиться предпринимательской грамоте Константин пошел на курсы «Бизнес Молодости». «Это дало мне уверенность в своих силах, запал», — уверяет предприниматель.
Он создал сайт на бесплатном конструкторе, придумал название Bendes — по фамилии жены, «что-то простое и звучное», — настроил контекстную рекламу, зарегистрировал группу во «ВКонтакте» и стал принимать первые заказы. Встречался с клиентами прямо в здании колледжа, в перерывах между парами. Спустя несколько месяцев такой работы Кытин окончательно обрел уверенность в себе и уволился.
К тому моменту он обслуживал от 5 до 10 клиентов в месяц со средним чеком около 40 000 рублей. Брал предоплату в 50%, на это покупал материалы, а вторую, полученную после отгрузки заказа часть, пускал на рекламу и оплату коммунальных расходов. Выходить в ноль удавалось не всегда. Помогала жена, которая работала преподавателем по 3D-моделированию и жертвовала на развитие бизнеса часть зарплаты. «Каждый месяц спрашивала: «Сколько тебе надо? На, закинь на рекламу себе», — со смехом вспоминает типичный семейный разговор Кытин.
Переломный момент случился в конце 2015 года, когда последствия резкого падения рубля докатились до ювелирной отрасли. «Драгоценные металлы мы покупаем на бирже, бриллианты тоже всегда за доллары. Себестоимость производства после этого подскочила в два раза, — вспоминает Константин. — Денег не хватало жестко. Я даже смирился с тем, что придется закрыться, и начал подыскивать работу, но не понимал, куда податься».