Отрывок из романа Алексея Иванова «Бронепароходы»
24 января в продажу выходит новый роман Алексея Иванова. Его действие происходит во времена Гражданской войны в 1918–1919 годах, когда частный речной флот оказывается в руках противоборствующих сторон. В конфликте участвуют не только «учредиловцы» из Самары, повстанцы Ижевска и пермские чекисты, но и лидеры нефтедобычи — британский концерн «Шелл» и русская компания братьев Нобель. «Сноб» публикует главу из книги, выпущенной издательством «Рипол Классик».
Часть пятая. Найти
01
Начиная с излучины у села Частые, широкая Кама расплеталась на узкие протоки, пробирающиеся сквозь многовёрстную россыпь Частых островов. Лоцман Федя Панафидин указал место, откуда можно стрелять по любому из трёх фарватеров — здесь «Русло» и нёс дежурство, преграждая путь пароходам большевиков. Пермская флотилия стояла в Осе, и вооружённые буксиры каждый день пытались прорваться к богатым сёлам ниже Частых — к Ножовке, Елово и Бабке. У мужиков пылала страда, а красным был нужен бесплатный хлеб. Только «Русло» защищал мужиков от продотрядовских грабежей. Но в этот день чужое судно появилось снизу по течению.
— Кто там прётся? — удивился Никита Зыбалов.
Он вышел из рубки и зазвенел в рынду, отбивая тревогу.
В железной утробе парохода загремели башмаки команды.
— Бурмакин, давай лево руля до полной, — негромко скомандовал Федя штурвальному, подменяя капитана. — Разворачиваемся.
Капитаном «Русла» Зыбалов стал после бунта злополучного Дорофея. Бывший слесарь и солдат, Никита ничего не смыслил в управлении буксиром, но особых навыков ему и не требовалось: «Русло» болтался на одном и том же небольшом участке реки между Сарапулом и Осой — эти два города, занятые красными, обозначали на Каме границы Ижевской рабочей республики.
Неизвестный пароход приближался. С «Русла» напряжённо разглядывали чужака. Буксир, но не «Сергей Витте» и не «Рассвет» — то есть не из флотилии воткинцев. На сквозисто-синем просторе он казался чёрным, как головня.
— Пресвятая Богородица!.. — потрясённо охнул матрос Перчаткин.
От парохода веяло какой-то жутью: борта его были помяты, окна выбиты, надстройка издырявлена пулями и осколками, краска обгорела. Хотя гребные колёса вращались, из трубы валил дым, а на палубе виднелись люди, пароход казался мертвецом. На рубке еле прочитывалось название — «Товарищ».
И Федя вспомнил его. Построенный в Костроме «Дружиной», компанией братьев Шиповых, «Товарищ» лет сорок честно оттрубил на Волге, а потом перебрался на Каму — его купил капитан Яков Михалыч Пирожков, речник из тех упрямых одиночек, что хотели быть сразу и водителями, и владельцами своих судов. Как почти все на Каме, Пирожков работал то у Любимовых или Якутова, то с Мотовилихинскими заводами, фирмой Нобелей или промыслами графов Строгановых. Было дело, Федя ходил на «Товарище» лоцманом от Усолья до Ярославля. Пирожков не произвёл тогда никакого впечатления — дельный, но молчаливый человек, скучный и ничем не примечательный.
«Русло» и «Товарищ» сблизились и перекинули швартовы. Федя увидел на кормовой палубе несколько гробов.
Зыбалов, придерживая руку на кобуре с наганом, подошёл к фальшборту, а на «Товарище» к фальшборту подковылял мужик с самодельным костылём.
— Ты капитан? — спросил Зыбалов. — Воинская команда есть?
— Я старпом, — ответил мужик. — Капитан ранен. Солдатов не везём.
— Кто это вас так поджарил?
— Да ваши и постарались, белые. — Усталый старпом не скрывал правды. — Мы-то за красных служили.
Зыбалов озадачился.
— И какого хрена вы сюда притащились?
— А теперича, вишь, мы чёрные стали. — Старпом кивнул через плечо на обгорелую надстройку. — Домой ползём. Отвоевались.
— Думаешь, я тебя пропущу? — прищурился Зыбалов.
— На кой мы тебе нужны? — пожал плечами старпом.
— Вы враги, — с угрозой пояснил Зыбалов.
— Ну, типа того были, — неохотно согласился старпом. — Дак всё ведь уже.
— В Перми ваш пароход большевики реквизируют!
— У них и без нашей лохани судов девать некуда.
Зыбалов задумался, не зная, что предпринять.
— Веди к капитану! — решительно сказал он, открывая дверь в фальшборте.
Федя увязался за Никитой: в команде «Товарища» он не ощущал никакой опасности, а Пирожков был давним знакомцем, с которым надо поздороваться.
Вид Пирожкова потряс Федю — и сбил с Никиты командирскую спесь. Капитан «Товарища» сидел на стуле в рубке рядом со штурвальным. Руки, завёрнутые в тряпьё, он смиренно держал на коленях. Лоб и глаза Пирожкова были толсто обвязаны бинтами, борода торчала опалёнными клочьями.
— Незрячий он, — шепнул старпом, покачиваясь на костыле.
— А хоть слышит?.. — растерянно спросил Зыбалов.
— Слышу, — произнёс Пирожков, не двигаясь.
— Большевики нас после Троицы в Набережных Челнах мобилизовали, — сказал старпом. — Три дня назад загнали к нам на борт человек сто солдатов, закатили бочки с мазутом, велели в Смыловку везти. Ну, мы повезли, а куда податься-то?.. За Вятским устьем ваши и налетели, «Виття» этот и «Рассвет». Зачали по нам лупить из пушки и пулемётов. Смерть непроглядная…
Пирожков ничего не говорил, только подрагивали клочья бороды.
— У нас на борту — пожар, и рубка загорелася… Штурвального убило. Половина команды — в воду, и к берегу… Солдатики раненые кучами на палубе лежат, кто стонет, кто кричит. Як-Михалыч сам штурвал взял. Снаряд взорвался — капитану стёкла в лицо… А он рулит, нас из-под пуль выводит…
Федя посмотрел на штурвал. Несколько деревянных рукояток у него были обуглены. Вот почему у Пирожкова обе ладони тряпками замотаны…
— Як-Михалыч-то буксир на берег и выбросил, — вздыхая, завершил старпом. — Вослепу, во тьме, по одной твёрдой памяти капитанской.
Зыбалов слушал и катал желваки на скулах. Ему, пехотинцу германского фронта, всё это было знакомо.
— Ясно, — глухо сказал он. — Куда вы теперь?
— В Орёл. Жена там у Як-Михалыча. Обиходит, поди.
Пирожков, как и Дорофей с братом Севастьяном, тоже был родом из Орла — деревни капитанов.
— Ступайте с богом, — разрешил старпому Зыбалов.
Непримиримый к большевикам, сейчас он понял, что не важно, за кого ты — за белых или за красных. Чья власть — дело десятое, когда человек выбирает себе облик: людской, когда за други своя, или звериный, когда за свою шкуру.
Федя едва не плакал, глядя на Пирожкова, неподвижного, как на иконе. Феде казалось, что там, в своей тьме, капитан увидел то, что незримо для глаз, — божью тайну жизни, и потому застыл в ошеломлении. Вот бы ему, Феде Панафидину, служить лоцманом при капитане вроде Якова Пирожкова.
02
Винтовой пассажирский теплоход назывался «Вадим Аршаулов». Иван Диодорович был знаком с Вадимом Павловичем — встречал его в московском доме Дмитрия Платоновича Якутова. Инженер Аршаулов разработал дизель для знаменитого лайнера «Бородино»; «бородинская» серия из четырнадцати судов позволила «Кавказу и Меркурию» выиграть в «состязании лайнеров». Признавая заслуги инженера, одному из теплоходов победоносной серии компания дала имя «Аршаулов». Однако Иван Диодорович думал об этом с тёмной горечью. После революции Вадим Павлович бежал от большевиков за границу, а лайнер его имени большевики приспособили под свой штаб.
Длинный теплоход по привычке пришвартовался к «меркурьевскому» дебаркадеру города Осы. На приподнятом берегу вздымался белый Успенский собор, окружённый садом; за кронами синел круглый купол Троицкого собора. Вооружённые пароходы, в том числе и «Лёвшино», стояли у пристаней под парами. В Осе красные собрали оба дивизиона бронефлотилии — «чекистский» и «матросский». Теперь флотилия была частью Отряда особого назначения, которым командовал бывший штабс-капитан Аплок. Отряд сформировали для разгрома восстания на Ижевском и Воткинском заводах.
Иван Диодорович не знал, зачем его вызвали к Аплоку.
На берегу сновали красноармейцы, разгружались подводы, автомеханик копался в моторе броневика, дымили полевые кухни, артиллеристы, матерясь, вручную катили по лужам гаубицу с рогожным чехлом на стволе.
Часовой остановил Нерехтина у мостков на дебаркадер.
— Пропусти, боец! — тотчас донеслось с галереи «Аршаулова».
Это крикнул Ганька Мясников, комиссар первого дивизиона.
Штаб Отряда особого назначения размещался в носовом ресторане. Ивана Диодоровича встревожило, что его ждали здесь одни командиры: сам Аплок, начальник штаба и комиссар отряда, а с ними — чех Лангер, новый командир флотилии, и матрос Кириллов, командир первого дивизиона.
— Вот он, Нерехтин! — Ганька хлопнул Ивана Диодоровича по спине, словно давнего приятеля. — Следствием определён как свой! Ещё в затоне подавил контрреволюцию у себя на борту, потом возил продразвёрстку. Военные действия с пароходом врага осуществлял всерьёз, так что моя партийная рекомендация при нём чистая и в комплекте. Доверенный товарищ.
Аплок, похоже, не слушал Ганьку, цепко рассматривая Нерехтина. Ему, Аплоку, не было и тридцати лет, но выглядел он старше от ранней седины. Сухощавый, со строгой выправкой офицера, который выбился из низов и потому чтит устав, Аплок носил полевую фуражку без кокарды.
— Давно работаете капитаном? — спросил он у Нерехтина.
Ивану Диодоровичу понравилось, что ему не тыкают по-большевистски.
— С девяносто первого года, — ответил он.
— Полагаю, что Каму изучили хорошо?
— Хожу без лоцмана.
— Это у них позиция, что хорошо, — встрял Ганька, поясняя.
Ганька чувствовал, что для военных он не авторитет, и суетился, изо всех сил пытаясь произвести впечатление специалиста по местному судоходству.
— Знаете село Арлан? — Аплок слегка прищурился.
— Знаю, но там не бывал. К Арлану дорога из Николо-Берёзовки.
— Про нефтепромысел вам что-либо известно?
Иван Диодорович вспомнил, как Ханс Иванович Викфорс, управляющий Нобелевским городком, несколько раз говорил ему об Арлане.
— «Бранобель» бурил где-то под Арланом. Хотя про фонтаны я не слышал.
— Фонтанов и нет, — согласился Аплок. — Пока только вышки в лесах.