Александр Тоболь: «ВКонтакте открывает пользователям мир NFT»
12 декабря социальная сеть ВКонтакте запустила собственную NFТ-инфраструктуру: NFT-аватары, витрину с возможностью показывать коллекционные цифровые предметы в своем профиле - и анонсировала собственную NFТ-коллекцию, созданную вместе с ведущими российскими цифровыми художниками. Мы поговорили с техническим директором ВКонтакте Александром Тоболем, чтобы узнать подробности. Теперь у NFT в России появился шанс стать по-настоящему массовой и доступной технологией.
Расскажите, что сейчас происходит с рынком NFТ? Как он развивается после бурного роста год назад?
Давайте посмотрим на любую новую технологию. Вначале есть early-adopters, которые на ранней стадии видят успех технологии, затем случается хайп, а в финале остается общий тренд. Сейчас мы видим, что хайп вокруг NFТ спал, с рынка ушли спекулянты, но сама технология осталась и развивается. Не случайно NFТ продолжают использовать и внедрять ведущие мировые музеи и университеты. Например, в этом году выпускники магистратуры МФТИ по программе «Блокчейн» получили дипломы в виде NFТ. Поэтому команда ВКонтакте уверена, что сейчас отличный момент, если вы хотите выходить на этот рынок.
Как блокчейн-технологии могут сделать жизнь обычного пользователя лучше уже сейчас? Это вообще безопасно?
Самое главное, что нужно знать про блокчейн: это распределенный реестр, в котором невозможно подделать запись. Возьмем для примера NFТ-диплом. Вуз на сайте публикует ID своего официального криптокошелька. Все дипломы, которые выпустил вуз с помощью этой технологии, можно посмотреть по ID кошелька. Пространства для подделки нет, все абсолютно прозрачно. Конечно, если вы покупаете на NFТ-маркетплейсе работу известного художника, вы можете наткнуться на подделку. Такое бывает, если покупатель не проверит профиль художника и соблазнится низкой ценой. Так же, как и в реальном мире, когда вместо проверенной галереи вы пойдете к сомнительному дилеру, торгующему работами без провенанса. У ВКонтакте есть синие галочки - механизм авторизации, с помощью которого мы верифицируем автора цифрового контента. Если вы зайдете на страницу такого художника и увидите галочку, значит, все в порядке.
Когда команда ВКонтакте поняла, что без собственной NFТ-инфраструктуры не обойтись?
У В Контакте философия - соединять людей и технологии. Поэтому наша задача - создать настолько простые инструменты, чтобы каждый наш пользователь смог воспользоваться технологией. В какой-то момент мы поняли, что рынок NFТ сформировался и определены проверенные стабильные инструменты. Внутри ВКонтакте мы поддерживаем для наших пользователей востребованные блокчейны и криптокошельки, а затем упаковываем продукт в понятный и приятный интерфейс. Раньше вам надо было самостоятельно изучать множество маркетплейсов, выбирать кошелек, искать инструкции, как со всем этим работать. Теперь NFТ-инфраструктура будет в привычной социальной сети. Все в одном месте - здесь же вы можете продвигать собственный контент. Мы создаем рынок NFТ в России для всех людей.
То есть теперь NFТ можно будет купить, грубо говоря, в два клика и даже с помощью обычной банковской карты?
Именно так! Мы делаем как раз такой простой инструмент, с помощью которого можно купить, продать, выставить NFТ в свой профиль ВКонтакте. Ведь сейчас как? Есть привычная вам социальная сеть, где вы каждый день общаетесь с друзьями, делитесь своими фотографиями, мемами, новостями. Во ВКонтакте уже есть 100 миллионов активных пользователей, с которыми можно делиться контентом и зарабатывать на нем. Одновременно существует рынок NFТ, который от этой уже привычной практики оторван. Чтобы стать участником этого рынка, нужно идти на сторонние маркетплейсы, где аудитория не очень большая и не очень понятная. Там нужно создавать профиль, разбираться в механиках торговли. Что делаем мы? Берем инструменты торговли NFТ-маркетплейсов и помещаем внутрь понятной и знакомой социальной сети. Теперь каждый сможет приобретать