В Карелии есть
«Русская Финляндия» удивляет не только летом, когда сюда традиционно едут любители северной природы и активного отдыха. Зимой она не менее живописна, а ее главные туристические объекты без толп туристов открываются с новой стороны.
Автор испытал на себе, как за два дня увидеть главные достопримечательности Карелии, попробовать местные деликатесы и продегустировать напитки, при этом попытаться понять характер жителей приграничного региона.
Экспресс в прошлое
Ранним декабрьским утром мы прибыли на двухэтажном поезде из Москвы в Сортавалу. Ночь в дороге оказалась полна приключений. Нашими попутчицами были четыре девушки, которые ехали отмечать день рождения одной из них: шампанское лилось рекой, потом они достали самодельную лимончеллу… Когда в три часа ночи соседи по вагону устали слушать музыку, пришел начальник поезда и пригрозил высадить всех на ближайшей станции – в Выборге. Эта угроза подействовала, и девушки нехотя пошли спать.
В Сортавале нас ждала гид Елена. Она провела небольшую обзорную экскурсию по маленькому городку на Ладожском озере. Его основали шведы в 1632 году. Город, раньше именуемый Сердоболь, долгое время был российским, а в 1918–1940 годы – финским. Сейчас здесь нет никаких предприятий, люди живут в основном туризмом – отсюда ходят суда на Валаам и в нацпарк «Ладожские шхеры». В самом центре стоит памятник в честь карельского рунопевца. Руны – карельские народные эпические песни, которые были записаны финским языковедом Элиасом Лённротом и объединены в книге «Калевала». Ее изучают в школах дети, а мы частенько видели в местных кафе и магазинах. На коленях рунопевца кантеле – струнный щипковый инструмент, под аккомпанемент которого обычно исполнялись руны.
Затем мы сели на ретропоезд «Рускеальский экспресс» и отправились в горный парк – одну из самых популярных достопримечательностей Карелии.
Поездка была недолгой – чуть больше часа. Нужно сказать, что этот маршрут является флагманским у РЖД. Он настолько популярен, что приносит неплохой доход. Поезда отправляются два раза в день – в 10:05 и 10:50 – и около 17 часов возвращаются обратно. Интерьер вагонов поезда сделан под старину – конец XIX – начало XX века.
Ресторан на 40 мест – это отдельный аттракцион, где работают симпатичные буфетчицы и официантки, стоит пианино, а меню предлагает хороший ассортимент достаточно вкусных блюд, выпечки и десертов. Билеты в вагон-ресторан, как нам сказали пассажиры, нужно покупать заранее. Мы же сели за свободный столик и всю дорогу провели, наслаждаясь едой и видами из окна. Здесь же продавали сувениры с символикой поезда и продукцию карельских производителей: от мармелада до скатертей.
По прибытии на станцию Рускеала машинист паровоза разрешил нам заглянуть в кабину. Поднявшись по крутой лестнице и чудом не измазавшись в саже, мы увидели огромную топку, куда закидывают уголь лопатой, чтобы наш поезд мог ехать.
Парк из мрамора
Горный парк «Рускеала», уже ставший знаменитым туристическим объектом, заработал в 2005 году на месте бывшего мраморного карьера. Здесь еще при Екатерине II начали добывать природный камень для отделки Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Мрамор добывали буро взрывным способом: сначала делали глубокие отверстия в породе, затем забивали в них порох и взрывали. Следы от буров мы сами видели на камнях в Итальянском карьере. Увозили ценный груз с помощью десятков лошадей до берега Ладоги, а оттуда – на кораблях в столицу. Карьер использовался для промышленной добычи вплоть до 1998 года.