Выход из бункера
В Казахстане открылся международный финансовый центр, который — сложись обстоятельства иначе — вполне мог бы появиться в Москве. Но не появился. Почему?
Можно по-разному оценивать влияние санкций на те или иные сектора экономики, однако, когда мы говорим о финансовом рынке, приходится исключительно сожалеть — об упущенных возможностях, о потерянных перспективах и примитивизации задач.
В начале июля в Казахстане состоялось официальное открытие Международного финансового центра (МФЦ) «Астана». Мало кто вспомнил в этой связи, что аналогичный проект некоторое время назад вынашивала и Россия, наша страна всерьез претендовала на то, чтобы стать значимым финансовым центром — сначала на евразийском пространстве, а потом и за его пределами. Что произошло с российским МФЦ, уже одобренным на бумаге, понятно: он растворился в воздухе, а соответствующее распоряжение правительства было отменено без объяснения причин. Причины, впрочем, и так говорили сами за себя — и до введения санкций особого усердия в строительстве финансового центра не наблюдалось, а в 2014 году в одночасье превращение Москвы или любого другого российского города в международный финансовый центр стало невозможным. И вот теперь Казахстан взялся за воплощение загубленной российской идеи. Как он ее воплотит — большой вопрос, но попытка заслуживает самого пристального внимания. Казахстан решился в отдельной точке страны, в своем МФЦ, осуществить коренную институциональную реформу — перейти на принципы английского права в регулировании финансовых операций. Эти принципы привычны большинству инвесторов и сами по себе внушают доверие. На открытии МФЦ я смотрел на международных экспертов, специально приглашенных на роли регуляторов и судей, которые, хочется верить, обладают значительной самостоятельностью и от Казахстана, и от самого МФЦ. Если инвесторы будут считать, что в этой точке евразийского пространства не только стараются сделать все так, как им удобно, но и выносятся справедливые и обоснованные решения независимыми арбитрами, полдела, можно сказать, сделано.
Зачем Казахстан все это затеял? Очень просто: ему, равно как и России, чрезвычайно важны инвестиции и при этом никак не удается сформировать их внутри страны или получить из-за рубежа в нужном объеме. Проблема в том, что привлечение финансовых средств за счет банковского сектора, который безраздельно доминирует в постсоветских экономиках, всегда ограниченно, а инвестиционный капитал главным образом формируется в небанковском секторе. В развитом мире львиная доля финансирования проектов и предприятий идет через разнообразные небанковские формы: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые и трастовые компании и т.д. У нас они подавлены. Такая ситуация сложилась не вчера, сама структура наших экономик порождает специфические практики финансового регулирования, которые препятствуют развитию небанковских институтов. Астана попыталась исправить ситуацию оригинальным способом — просто построив параллельную структуру регулирования на отдельно взятом островке, в международном финансовом центре. Она не реформирует сложившиеся практики во всей стране, надеясь, что положительный эффект МФЦ скажется и так. Тем интереснее посмотреть, что получится: по крайней мере, Казахстан признал, что та модель финансового регулирования, которая существовала и существует в стране, не может сформировать достаточных стимулов к развитию финансового сектора и, следовательно, экономики в целом.