Для большинства граждан страны аббревиатура ЖКХ звучит набатом

ОгонёкОбщество

Россия и мир | Тема номера

Тарифный плен

Для большинства граждан страны аббревиатура ЖКХ звучит набатом. В этой сфере почему-то всегда складывается не так, как должно быть, а погружение в коммунальные проблемы неизменно портит настроение и нервы. Порой случается и вовсе вопиющее: оплата услуг в сфере ЖКХ превращается в отчаянную борьбу граждан за свои права. Часто — безрезультатную: управляющие компании удерживают жителей в «заложниках», заставляют многократно переплачивать, а деньги исчезают… Профильное министерство пытается исправить положение. Сейчас, например, подготовлен законопроект, который должен радикально изменить сложившуюся за последние годы систему. «Огонек» разбирался и с претензиями граждан, и с инициативой ведомства

Наталия Нехлебова

Учительница истории Валентина Захарова уже три года судится с управляющей компанией «Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства» в городе Мытищи и его посредником «Расчетный центр», который начисляет и получает платежи. В этом году к ней подключились 5 тысяч собственников из 16 домов города, которые хотят избавиться от этой компании и подписать договор с другой. Но это простое право, гарантированное Жилищным кодексом Российской Федерации, оказалось невозможно осуществить.

Суммы счетов, которые присылает компания, приводят жителей в отчаянье. «У меня квартира 95 метров,— рассказывает Валентина,— плата за коммунальные услуги росла постепенно в течение последних шести лет. Сначала мне приходили счета на 10 тысяч рублей, потом на 13 тысяч, потом на 15 тысяч. При этом моя дочь живет в квартире почти такого же размера в другом районе Мытищ в доме с другой управляющей компанией. Она платит за квартиру 4 тысячи. Я пошла разбираться в ”УЗ ЖКХ“. Там мне так и не объяснили, откуда такая сумма, но сказали, что у меня есть еще долг — 20 тысяч. И в итоге они подали на меня в суд».

Одна из «золотых» статей в мытищинских платежках — содержание и ремонт. По закону тариф за обслуживание должны устанавливать сами жители: совместно с УК определить цену содержания общего имущества дома и составить на год смету — что конкретно чинить и убирать в доме будет управляющая компания. Ничего этого не произошло. Почему-то совет депутатов города установил тариф в 42 рубля с квадратного метра (в Москве этот тариф, для примера,— 21 рубль). По Жилищному кодексу городские власти могут оценивать только муниципальные метры. То есть владельцы квартир размером в 100 метров ежемесячно платят за содержание и ремонт 4200 рублей. Таким образом, компания-посредник «Расчетный центр» со всех собственников (а их 95 тысяч) в среднем в месяц только за содержание и ремонт получает около 200 млн рублей. «Мы не понимаем, почему у нас до сих пор не мраморные подъезды с венецианской штукатуркой?»— возмущаются жители.

Кроме того, собственники оплачивают производство самих единых платежных листков. Правда, по очень странному тарифу — 2,7 рубля с квадратного метра. Получается, средняя квартира размером 50 метров в месяц платит за небольшой листок бумаги 135 рублей — почти 13 млн рублей ежемесячно компания получает только за бумажки.

Отдельная боль — плата за отопление. «Моя дочь за февраль этого года заплатила за отопление квартиры размером 72 квадратных метра 330 рублей,— рассказывает Валентина,— мне пришел счет на 6600 рублей. Если учесть соотношение площади квартир, отопление по моей квартире стоило бы 430 рублей. Выходит, я плачу за тепло в 15 раз больше». Тут, оказывается, все дело в том, как нагреть (и в прямом, и в переносном смысле). По распоряжению министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области установлены нормативы потребления коммунальных услуг: по отоплению максимальный норматив на квадратный метр — это 0,0098 Гкал. Столько необходимо, чтобы в квартире была комфортная температура при минус 28 градусов за окном. То есть квартира размером, например, 100 метров может максимум потребить 0,98 Гкал. Но по платежкам они нагреваются на 3 и 3,5 Гкал зимой, в мае накал (по бумагам, разумеется) опускается до 1 Гкал. Но при таком нагреве в квартирах должно быть около… 88 градусов! «Махинации с тарифами — классическая история. Сколько вы на самом деле потребили тепла, для многих жителей России — тайна, покрытая мраком,— комментирует Светлана Разворотнева, исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ ”ЖКХ контроль“.— Еще в 2012 году у нас должны были быть приборы учета во всех домах, с которых снимаются показания. Но они стоят далеко не везде. А там, где стоят, до приборов часто собственников вообще не допускают. При этом существующие нормативы коррелируются с температурными графиками, так что попробуй проверь, как они топили: в зависимости от графика или как будто на улице каждый день минус 30. Поэтому если человек каждый день не вел температурный график, разобраться, правильно ли тебе начисляют, абсолютно невозможно. Это совершенно непрозрачно».

Занятная у нас коммунальная действительность: даже счетчики не всегда гарантия того, что сумма, которую приходится платить, не завышена
Фото: Анатолий Жданов

«Они же власть»

Но вернемся в Мытищи. Странные суммы в платежках — только часть сюжета. Сама деятельность управляющей компании, полагают возмущенные потребители, незаконна. Учредителем МУП «УЗ ЖКХ» является администрация города Мытищи. При этом управляющую компанию назначала домам администрация города в 2004 году. Через год появился Жилищный кодекс, по которому собственники квартир должны самостоятельно выбирать компанию. Договор с ней должен заключаться максимум на год и раз в пять лет ее необходимо переизбирать. Обычно протокол о выборе управляющей компании — это большая папка бумаг с бюллетенями о голосовании, реестрами голосов. Собственники квартир должны провести собрание, выбрать секретаря, старшего по дому, счетную комиссию, провести голосование… МУП «УЗ ЖКХ», не тревожа жителей, просто… подделала (это возмущенные жители готовы доказать) выборные протоколы и продолжала диктовать свои правила домам. Показывают такой протокол: одинокая бумажка, в которой секретарем значится не собственник квартиры, а Качина Ю.А. Она на самом деле главный специалист отдела эксплуатации жилищного фонда управления ЖКХ администрации Мытищ. Член счетной комиссии: Дергачев В.И.— на тот момент сотрудник администрации Мытищ, а сейчас заместитель директора по организации эксплуатации жилищного фонда и благоустройства самой «УЗ ЖКХ»… Подписи нескольких настоящих собственников подделаны.

Валентина Захарова, а также другие жители подавали заявления в суд о незаконной деятельности компании. Всего было семь судов в Мытищах, обращения в УВД по экономическим преступлениям Московской области и Мытищ, в Мытищинскую прокуратуру, областную прокуратуру, Генеральную прокуратуру, госжилинспекцию Московской области, Следственный комитет, а еще писали письма президенту и министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства России, губернатору Московской области — увы.

Все суды заканчивались одинаково: копия поддельного протокола приобщалась к делу и признавалась законным решением собственников. «Как вы можете приобщать к делу не оригинал?» — возмущались жители, когда это сделала Наталия Тюшляева, судья Мытищинского городского суда. «Хочу и приобщаю»,— был ответ. Полиция и прокуратура отказывали в возбуждении дела в связи с отсутствием состава преступления. А все инстанции, которые находятся за границами Мытищ, спускали дела обратно в город — с заранее известным результатом.

Наконец жители 16 домов совместно проголосовали за смену УК. Пять тысяч подписей, бюллетени, протоколы несколько папок бумаг подали в госжилинспекцию. Ответ пришел всем одинаковый: «В связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами ”а“, ”в“ и ”д“ пункта 3 Порядка внесения изменений, отказать». На человеческий язык это переводится как «неправильно оформленные документы».

— Это поразительно,— говорит жительница Наталья Васильева,— управляющая компания работает на основании поддельного протокола. Не переизбирались уже 10 лет. Начисляют нам какие-то дикие деньги. Тем не менее госжилинспекция Московской области выдает им лицензию, а нам отказывает в праве осуществить наше решению по смене этой воровской конторы. Это какое-то рабство! Мы им дань платим! Мы же выбираем того, кому мы будем платить деньги, это наше право. Но нам не дают это сделать! Как же так?

Ответ дал жителям сотрудник отдела УВД по экономической безопасности и противодействию коррупции города Мытищ: «Ну что вы все ходите. Они же администрация города. Что мы им можем сделать…»

Между тем история, когда собственники не могут добиться смены управляющей компании,— не мытищинский феномен, а типовой сюжет. «Происходит это чаще всего следующим образом,— комментирует Светлана Разворотнева,— после того как проходит общее собрание собственников, управляющая компания может подать в суд на неправильность его решения. На то, что оно сфальсифицировано. И пока суд окончательно не состоялся со всеми апелляциями, кассациями, этот дом не передают другой компании. Могут годы пройти». Общественная палата обсуждала с Минстроем эту проблему и предлагала внести изменения в законодательство, по которым передача бы происходила после решения собственников, а УК уже после этого могла бы судиться и пытаться вернуть себе дом. Пока, однако, ничего не изменилось.

Где деньги?

Несмотря на неслыханные поборы, что очень занимательно, у Мытищинской «УЗ ЖКХ»... нет денег. Об этом говорят многомиллионные долги компании. Перед теплосетью — это почти 524 млн рублей, перед водоканалом — более 143 млн рублей. В одном из домов постоянно протекает подвал, уже есть разрушения в фундаменте. Но УК не делает гидроизоляцию, объясняя это все тем же — нет денег.

Где же они? Имеет смысл представить схему, которая действует во многих регионах. Выглядит она так.

При управляющей компании администрацией Мытищ создан посредник — МУП «Расчетный центр», который, по идее, должен заниматься расчетом размера коммунальных платежей, изготовлением и доставкой платежных документов жителям, быть отдельной бухгалтерией и кассой. По Жилищному кодексу собственники могут переводить деньги только на счет управляющей компании или, в крайнем случае, по собственному решению и после заключения отдельного договора, на счет расчетного центра. То есть либо у расчетного центра и УК — единый счет, либо каждый собственник заключает с расчетным центром свой договор. У жителей Мытищ нет никакого договора с МУП «Расчетный центр». И у него свой счет, который за 10 лет менялся 12 раз.

— Если у вас нет договора, а у расчетного центра, которому вы перечисляете деньги, свой счет, то вы просто отдаете деньги неизвестной коммерческой организации, которая может исчезнуть с вашими деньгами,— разъясняет юрист Никита Смирнов, депутат городского совета Сергиева Посада.— И правды вы не найдете никогда: расчетный центр будет во всем винить управляющую компанию, а управляющая компания — расчетный центр.

— Такая практика есть во многих регионах. Люди судятся с расчетными центрами, которые уводят деньги на свои счета,— подтверждает Светлана Разворотнева.— И где потом исчезают деньги, неизвестно.

О том, что это популярная схема, говорит количество обращений в суд жителей разных регионов к расчетным центрам, которые имеют свои отдельные счета. Верховный суд РФ, например, признал «незаконным и обязал прекратить сбор денежных средств с населения на расчетный счет Смоленского муниципального унитарного предприятия ”Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства“». Московский областной суд принял такое же решение в отношении информационного расчетного центра Подольска, а Октябрьский районный суд города Омска — по ЗАО «Информационный центр г. Омск». Такие же судебные дела есть в Воронеже, Тюмени, Саратове, Серпухове, Башкортостане…

Однако подобная практика… развивается. В течение трех лет «Расчетный центр Урала», например, захватил всю Свердловскую область и стал главным посредником при расчетах населения с ресурсными компаниями. Причем не жители сделали этот выбор, как положено по законодательству, к ним просто стали приходить новые платежки. ФАС признала это незаконным. Но компания продолжила работать. Народная молва утверждает: все потому, что связана с руководством области. А какое еще может быть объяснение?

— Расчетные центры — это удобно, если правильно ими пользоваться,— говорит Игорь Шпектор, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ.— Изначально они задумывались как муниципальные базы данных, где бы хранилась информация об объемах поставленных ресурсов, об истории платежей — кто как платит, у кого какие проблемы. Впоследствии через них стали производиться расчеты. Во многих местах РЦ хорошо работают, но часто допускаются серьезные ошибки и погрешности: предъявляются неправильные услуги, делаются неправильные начисления. К нам очень много жалоб поступает по Московской области, например, на завышенные расходы. Избежать этого сложно, если не будет жестких мер наказания, но у расчетных центров в законодательном поле нет особой ответственности, их сложно привлечь. У управляющих компаний больше ответственности. Они наказуемы.

Как, оказывается, удобно: управляющая компания может уводить деньги через расчетный центр, который не несет ни за что ответственности.

Теперь, впрочем, появилась надежда: новый закон, который разработало министерство строительства и ЖКХ (о нем подробнее — в интервью главы министерства Михаила Меня на этой странице) может частично исправить ситуацию. Собственники будут напрямую рассчитываться с ресурсными компаниями. А расчетные центры будут взимать деньги только за деятельность управляющей компании. То есть за обслуживание и ремонт. А дальше — уж у кого какие аппетиты.

…Наша героиня Валентина Захарова тем временем подала в суд очередной иск к «УЗ ЖКХ» — на возврат суммы необоснованного обогащения за ее счет. В областной инстанции заявление не приняли. Теперь она обратилась в Мытищинский суд и ждет ответа. «Конечно, мне опять откажут,— говорит Валентина,— но мы все должны такие заявления в суд подать! А многие люди боятся, как бы чего не вышло, и платят. Я не понимаю…»

А кто понимает?

P.S.

«Огонек» обратился за разъяснениями к заместителю директора МУП «УЗ ЖКХ» Василию Дергачеву. Вот что он ответил: «По всем вопросам нас проверяла прокуратура и следственный комитет Мытищ. Они дали жителям исчерпывающие ответы. По отоплению: в домах стоят теплосчетчики. Если у жителей есть сомнения в суммах, они всегда могут свериться с теплосчетчиком. Да, моя подпись стоит в протоколе о выборе управляющей компании. Я тогда работал в администрации Мытищ. Мы инициировали выборы управляющих компаний в домах, и я был назначен главой счетной комиссии. Жильцы заявляют, что их подписи подделаны в протоколе… Ну это пусть графологическая экспертиза устанавливает. Мы не хотим никому быть насильно милыми, если мы жителям не нравимся, пусть проведут голосование как положено, выберут другую компанию и предоставят в госжилинспекцию полный комплект документов. Того, что они предоставили, недостаточно. Вопрос долгов компании не в моей компетенции. Мы вообще всегда открыты для общения и готовы все обсуждать и решать с жителями».

Опрос

Приказной порядок

Большинство считает, что наладить жилищно-коммунальное хозяйство получится только «сверху»

Кто наведет порядок в ЖКХ?

Источник: kommersant.ru/poll/results, vk.com/kmrsogoniok, дата проведения — с 2 по 9 ноября 2017 года, в опросе приняли участие 10459 человек

Цифры

В режиме экономии

Росстат ведет статистику того, как растут цены на ЖКУ и как россияне оплачивают коммуналку. «Огонек» ознакомился с этой статистикой

Удельный вес расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств (%)

Задолженность по оплате услуг ЖКХ (млн руб.)

Стоимость услуг ЖКХ на человека в месяц (руб.)

Средние потребительские тарифы на отдельные виды коммунальных услуг на конец года (руб.)

Индексы потребительских цен декабря к декабрю предыдущего года (%)

*В аналогичном сборнике Росстата, опубликованном в 2017 году, эти данные за 2016 год отсутствуют

Источник: Росстат. «Жилищное хозяйство России. 2016». «Россия в цифрах. 2017»

«Если убрать возможность воровать, мошенники сами уйдут»

Коммунальные услуги — самая чувствительная сфера экономики: мало у кого не вызывает нареканий, касается всех (без преувеличения) граждан страны. Любая новация в этой сфере обречена на повышенное внимание, тем более если речь идет о переменах радикальных — на рассмотрении в думе находится законопроект, меняющий всю систему оплаты услуг ЖКХ. За разъяснениями «Огонек» обратился к федеральному министру строительства и ЖКХ Михаилу Меню

— Михаил Александрович, в чем новизна предлагаемых Минстроем изменений? Какой результат вы намерены получить?

— Как только законопроект будет принят, плата за коммунальные услуги (газ, свет, тепло, электричество) станет поступать напрямую ресурсоснабжающим организациям, а жилищные платежи (содержание дома и территории, лифты и пр.) — на счета управляющих компаний (УК). На данный момент и первые, и вторые, как правило, зачисляются на счета УК, которые, случается, не переводят их дальше по назначению — в уплату услуг ресурсников. Так и возникает парадокс: люди платят — долги растут. Зачислив коммунальные платежи сразу по назначению, мы рассчитываем сократить долги управляющих компаний, уже достигшие 250 млрд (общий объем задолженности в сфере ЖКУ составляет более 1,2 трлн рублей), и навести порядок в отрасли, прежде всего в отношениях между жильцами, УК и ресурсниками.

— Когда законопроект будет принят? Готовился он долго — впервые об инициативе заговорили полтора года назад.

— Для такого рода документа это, можно сказать, стремительное согласование! Ведь речь ни больше ни меньше, как о глобальном изменении. Полтора года шла жаркая дискуссия, отстаивались разные точки зрения, обсуждались детали. Сложно пока прогнозировать сроки его принятия: впереди новое обсуждение — в Госдуме. И не исключено, что появятся еще поправки. Но мы, конечно, рассчитываем, что в осеннюю сессию процесс будет запущен.

Михаил Мень надеется, что новая система оплаты ЖКХ изменит ситуацию со злоупотреблениями управляющих компаний
Фото: Александр Щербак

— Обещано, что нововведение не создаст неудобств для россиян...

— Для жильцов ровным счетом ничего не изменится: каждый месяц к ним будет приходить, как и сейчас, единый платежный документ (ЕПД) за оказанные коммунальные и жилищные услуги. Подписывать специальные договоры с ресурсниками жильцам не потребуется: это будет делаться автоматически на основании первой же оплаты ЕПД. Но самое главное: нововведение не скажется на сумме в платежке — тарифы останутся прежними, поменяется только алгоритм их проведения. Не коснутся изменения и способов оплаты — банки, интернет-банки, автоплатежи — все, как привыкли люди. И, наконец, если ресурсоснабжающая компания не имеет возражений, то собственники на общем собрании вправе принять решение о сохранении существующей системы, когда договор с ресурсоснабжающей компанией заключает УК.

— А вы не опасаетесь массовой подделки таких решений со стороны УК? Такие прецеденты сегодня имеются по части смены самой УК, затеянной жильцами…

— Этого давно нет! Более года назад мы внесли изменения в законодательство, согласно которым протокол общего собрания жильцов признан документом, подделка которого карается уголовным преследованием. Как только эта норма появилась, подделки протоколов собраний тут же снизились: в тюрьму никому не хочется. Генпрокуратура ведет статистику таких нарушений. Здесь, конечно, важна и активность самих жителей. На кухне критиковать УК легко, но прийти на собрание, изучить смету, принять решение и проголосовать — уже требует сознательности. Это проблема на уровне ментальности, сейчас ситуация с активностью постепенно меняется, но должен пройти еще не один год, когда владельцы квартир станут ответственными собственниками.

— Но почему именно сейчас потребовалось менять систему?

— Появились УК в России в середине 2000-х, и законодатели не могли предугадать все будущие проблемы. Самым важным на тот момент была передача управления многоквартирными домами в руки частных компаний, как это сделано в большинстве стран мира. Минстрой России был создан через 12 лет и был призван в том числе навести в этом секторе порядок. УК к тому моменту стали настоящей головной болью глав регионов, у них не было рычагов воздействия на эти коммерческие структуры. Жалобы поступали сотнями тысяч. Так что первым делом Минстрой России ввел лицензирование деятельности УК, что вызвало бурный протест со стороны не только самих компаний, но и ряда экспертов. Мол, возвращаются советские порядки. Как меня тогда только не называли, обвиняли в том, что я «уничтожаю завоевание свободного рынка». Но время показало нашу правоту: саморегулирование в этой отрасли не сработало бы, а вот благодаря лицензированию число липовых контор, мошенников и просто некомпетентных структур сократилось — только на первом этапе лицензирования мы очистили рынок от компаний, которые оказались не в состоянии выполнить даже элементарные требования закона. Мы и сегодня доводим процедуру лицензирования до ума, например, вводим понятие «грубое нарушение», обсуждаем отказ от бессрочности лицензии.

— И много ли УК ушло с рынка из-за лицензирования?

— На первом этапе лицензирования в предоставлении лицензии было отказано 13 процентам управляющих компаний, это более полутора тысяч (из почти 12 тысяч УК в целом по стране). Хотя первичные требования при получении лицензии были не жесткими. Уже после введения лицензирования по тем или иным причинам, в том числе по жалобам жителей, лицензий лишились, по данным на ноябрь текущего года, еще 437 управляющих компаний.

— Так все же, зачем менять порядок расчетов, если достаточно усложнить лицензирование и ограничить права УК?

— Лицензии уже выданы. Заставлять УК еще раз проходить этот процесс? Но ужесточить требования к УК мы намерены: сейчас работаем над нормой, о которой нас просили региональные власти, вводящей внесудебный отзыв права на управление домом. Речь о ситуациях, когда создается прямая угроза жизни и здоровью людей. Например, когда УК регулярно не чистит от снега и льда крышу, а на неоднократные жалобы жителей не реагирует. Сейчас схема такова: люди жалуются в жилинспекцию, та выписывает предписание устранить нарушение, а при неоднократном его невыполнении обращается в суд. Но тяжба в таких случаях, как правило, бессмысленна: УК всегда может до ее окончания выполнить работу, так что предмет спора исчезнет сам собой. А когда управляющая компания будет понимать, что лишение права на управление домом возможно в короткий срок, она будет иначе относиться к своим обязанностям. И все же одно дело — ужесточать правила игры на рынке, другое — не предоставлять возможности для мошенничества. Если убрать саму возможность воровать чужие деньги, мошенники сами уйдут.

— Иными словами, пары кнутов мало? Ударили в самое больное — в кошелек?

— Никто УК денег не лишает: как получали полагающиеся им за оказание жилищных услуг средства, так и будут их получать. Другое дело, что УК уже привыкли прокручивать деньги ресурсников, а это вредная привычка, от которой пора избавляться. Помните, в молитве «Отче наш» есть фраза «и не введи нас во искушение»? Вот не надо УК вводить в искушение, чтобы на их счетах появлялись не принадлежащие им средства! Мы их сами провоцируем вот уже сколько лет и искушаем: получив такие гигантские суммы, даже честная компания нет-нет да и испытает соблазн попридержать их на счете, а то и перевести на депозит и получить проценты. Но это — чужие деньги! Пусть УК зарабатывают, занимаясь уборкой, ремонтом, наведением порядка в домах и на прилегающей территории — их прямыми обязанностями. Тогда как сегодня часть из них занято управлением не домами, а деньгами. Де-юре УК и сейчас не имеют право манипулировать со средствами, поступающими от россиян, но ведь манипулируют! Как только наше предложение будет принято, лазейка исчезнет.

— И сколько вместе с ней исчезнет УК?

— Около 30 процентов. Как считают эксперты, примерно такое количество компаний сегодня основной заработок имеют не от оказания жилищных услуг гражданам и управления многоквартирным домом, а от прокрутки средств жителей на счетах, которые те исправно в срок платят за все услуги.

— А сколько платят россияне за коммунальные услуги?

— Средний платеж по стране составляет примерно 2,5 тысячи рублей. Напомню, что тарифы устанавливают ФАС и региональные службы по тарифам. По инициативе Минстроя России установлено ограничение роста платы за коммунальный платеж: в 2016 году в среднем по России он был 4 процента — самый низкий уровень за последние пять лет. Подчеркну, что речь идет о коммунальных услугах. Что касается жилищных услуг, она составляет где-то 25 процентов от платежки, в зависимости от региона. Но мы обычно оперируем цифрами иного рода: например, сколько нужно инвестировать в развитие коммунальной инфраструктуры, чтобы ее серьезно обновить? Ответ: 500 млрд рублей в год. Нам оптимизм внушает факт, что за три последних года объем частных инвестиций в сферу ЖКХ существенно вырос. В 2014 году было 112 концессий с объемом инвестобязательств на 7,2 млрд рублей, а сегодня уже 1759 концессий на 214,8 млрд рублей. Среди лидеров — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Волгоградская область и город Санкт-Петербург. Что важно, с приходом инвестора снижается аварийность в отрасли. К примеру, в теплоснабжении аварийность объектов, где работают концессии, снизилась на 47 процентов, а потери на 18.

— Но вы уже знаете, кем и как замените 30 процентов УК, которые уйдут с рынка? Или появятся дома и территории, где жилищные услуги оказываться не будут?

— Сегодня рынок управления жильем становится все более конкурентным. УК в прямом смысле сражаются за дома! Причем, что интересно, появляются управляющие компании совершенно нового формата, например управляющая компания из Екатеринбурга, которая берет в управления дома только по заявке от самих жильцов, главным своим активом считая репутацию и качество обслуживания. Есть, конечно, дома, которыми управлять невыгодно,— это старые, изношенные дома, с небольшим количеством квартир. Содержать их дорого, жителей мало — много денег на тот же текущий ремонт не соберешь. Тут включается муниципалитет, который должен помочь жильцам найти управляющую организацию.

— На чем оставшиеся на рынке УК будут зарабатывать?

— На том, на чем и сейчас,— на оказании жилищных услуг гражданам и управлении многоквартирными домами. Для добросовестных компаний, которых, поверьте, в стране большинство, ничего не меняется в части их собственной доходности и привлекательности этого вида бизнеса. Кроме того, управляющая компания имеет бесценное преимущество — прямой доступ к клиенту, а значит, предложить им дополнительные услуги — доставку тяжелых товаров в квартиру, хранение зимней резины или те же ремонтные работы — гораздо проще.

— А для граждан? Есть ли риск, что сокращение конкуренции и невозможность получать процент от прокрутки коммунальных платежей приведут к повышению цен на жилищные услуги?

— Я уже сказал, что добросовестные компании ничего не потеряют в доходности, поэтому смысла что-то повышать у них нет. Если УК планирует повысить тариф, то она обязана это обсудить на общем собрании собственников жилья, объяснить им, зачем это нужно, и получить их согласие. Жители вправе согласиться или отказаться от услуги. Надо отметить, что сейчас народ стал более активен: согласно исследованию «Ромир», в прошлом году 45 процентов жителей многоквартирных домов принимали непосредственное участие в управлении домом и 15 процентов россиян отметили улучшение работы именно управляющих компаний. В этом году, уверен, эти цифры будут еще выше.

— А может, и нет: в целом ряде мест УК стали монополистами не то что целых районов, но и городов. Выбора у людей нет. Что с этим делать?

— Рынок ЖКХ, в том числе управление многоквартирным домом, с каждым годом становится все привлекательнее: пусть это и не сверхприбыльный бизнес, но уж точно стабильный, не зависящий от санкций. Так что конкуренция здесь мало-помалу растет. А активность жителей крайне важна: УК не реагирует, пишите в жилинспекцию — там помогут и с решением проблемы, и со списком УК, работающих в этом районе. Недавно одна жительница, кстати, тоже журналистка из Москвы, рассказывала, что они были очень недовольны работой своей УК, собрались всем домом, изучили рынок компаний столицы и через какое-то время сменили свою управляющую.

— Иногда УК сами себя меняют: уходя от ответственности, регистрируют новое юрлицо. Таких много?

— С такими проявлениями «изобретательности» боремся. Сейчас убираем с рынка фирмы-«пустышки». Поясню, есть такая практика, когда УК чувствует растущее недовольство со стороны жильцов, регистрирует компании, не имеющие контракты на обслуживание домов, и затем переводит на них деньги. Сейчас в проекте поправок, ужесточающих лицензирование УК, предлагается аннулировать лицензии таких вот компаний, не имеющих в управлении ни одного дома, а созданных на всякий случай. Более того, уже введена дисквалификация руководителей недобросовестных УК на срок до трех лет. Более того, мы запретим регистрацию лицензий с аналогичными и похожими до степени смешения именами и сделаем лицензии пятилетними, чтобы каждые пять лет компания подтверждала соответствие требованиям.

— Часть УК ждет нового закона с нетерпением. Догадываетесь, почему?

— Думаю, у них расчет на то, что с рынка уйдет часть конкурентов, которые пришли управлять не домами, а чужим денежным потоком. Так что у добросовестных компаний появляется шанс нового этапа развития.

— Еще УК видят в новой схеме избавление от обязанности разбираться с неплательщиками и шанс переложить эту неблагодарную работу на плечи ресурсников, как и образовавшиеся долги...

— Зря надеются. При новом законодательстве ответственность будет совместной — УК и ресурсников. Так что ни ресурсники не смогут требовать от УК того, чтобы они разбирались с неплательщиками и перечисляли им только деньги, ни УК не смогут переложить ответственность на ресурсников. Теперь они будут обязаны разбираться сообща. В любом случае «единым окном» для потребителя остается управляющая компания: по всем вопросам, в том числе связанным с качеством коммунальных услуг, потребитель обращается в УК, ответственность за качество коммунальных услуг до ввода в дом несет ресурсоснабжающая компания, внутри дома — УК. Например, если батарея зимой стала холодной, жильцы сначала позвонят в УК, она будет обязана выяснить, в чем причина прекращения подачи тепла, а дальше разбираться в зависимости от того, чьей окажется эта зона ответственности.

— Но зоны ответственности и алгоритм действий в случае ЧП и раньше был такой. Изменилось, выходит, только одно — с должниками теперь будут работать и УК, и ресурсники. Как последние восприняли шанс стать коллекторами?

— Это вопрос к ресурсоснабжающим компаниям. Одно могу сказать: в обсуждении законопроекта они принимали активное участие. Подавляющее большинство ресурсников ратует за введение прямых платежей, так как именно они больше всего страдают из-за долгов и, как правило, они готовы работать с должниками, если у них будет такое право. Радует их и тот факт, что юридически трудностей не будет: не потребуется заключать или перезаключать тысячи договоров с физлицами (см. выше). И они явно готовы работать с населением напрямую. Тем более что не все долги столь уж трудоемки по части возвращения. Процент украденного (например, деньги, которые были выведены в офшоры) крайне мал, и расследованием этих фактов занимаются правоохранительные органы. Львиную же долю неплатежей составляют средства за оказанные коммунальные услуги, которые УК придержали на своих счетах. С этими деньгами проблем быть не должно: когда законопроект будет принят, они пойдут по назначению. Может, и не сразу, и не всегда добровольно (где-то потребуются и суды), но потихоньку этот долг станет минимальным. Остаются еще долги, образовавшиеся в результате отказа населения оплачивать услуги ЖКХ. Много ли таких нерадивых? Примерно 4–6 процентов собственников жилья. Кстати, вы знаете, кто сегодня является самыми злостными неплательщиками в стране?

— Кто?

— Не пенсионеры и не бюджетники, а владельцы так называемых инвестиционных квартир. Люди вполне обеспеченные, которые купили вторую-третью квартиру. Они, как правило, в них не живут и не считают нужным оплачивать услуги консьержа, вывоз мусора, лифты и пр. При этом никто из них не задумывается, что услуги оказываются, территория и дом поддерживаются в должном состоянии, весь дом отапливается — а это стоит денег. И платить надо.

— И каковы будут санкции по отношению к неплательщикам?

— Штрафные санкции существуют и сейчас. Сегодня возможно ограничение поставки некоторых коммунальных услуг, например водоотведения или газоснабжения. Это будет возможно и впредь. Есть механизмы взимания задолженности судебными приставами, например ограничение выезда за рубеж. Да и региональные власти работают с имеющейся задолженностью. Для тех, кто в состоянии платить, но не делает этого, могут ввести ограничения выезда за рубеж, арест счетов, принудительную выплату долга. К тем же, кто не имеет средств на оплату задолженности, применяется судебное взыскание. Мы рассчитываем, что совместная работа ресурсников и УК должна повысить платежную дисциплину среди жильцов.

— Не могу избавиться от ощущения, что государство пытается исправить крен, которое само же и организовало, де-факто введя презумпцию виновности плательщика и даровав УК почти неограниченные права...

— Когда ищешь баланс — сначала кренишься в одну сторону, потом выравниваешься. Да, сначала УК было дано много свободы, которой некоторые стали злоупотреблять. Мы стараемся восстановить справедливость, кстати, по просьбе самих жителей, чьи обращения в большом количестве поступают в Минстрой. Люди пишут, что исправно платят за воду и свет, а потом выясняется, что они в должниках. Начинают разбираться, оказывается, что УК не перевела их средства вовремя ресурсоснабжающей компании. Больше этого быть не должно, у людей должна быть возможность отказаться от посреднических услуг УК в части оплаты коммунальных услуг.

Беседовала Светлана Сухова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Иллюзия правды. Почему наш мозг стремится обмануть себя и других?» «Иллюзия правды. Почему наш мозг стремится обмануть себя и других?»

Любовь — не единственное чувство, которое вынуждает восприятие сбиваться с пути

N+1
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Адмирал на час Адмирал на час

Артиллерийские дуэли в World of Warships

Популярная механика
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа

Как контролировать использование гаджетов и не попасть в зависимость от них?

ТехИнсайдер
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Время тает Время тает

Ледники, которые стоит лично увидеть, пока они еще не покинули этот мир

Men Today
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
«Мы постоянно работаем над своим ростом» «Мы постоянно работаем над своим ростом»

Заместитель гендиректора «Продимекса» Вадим Ерыженский о развитии компании

Агроинвестор
Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами

Пластический хирург — обо всех нюансах операции по увеличению груди

ТехИнсайдер
Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека

Что за «зверь» такой — зрелая женщина?

Psychologies
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении