Как защита архитектурного наследия ушла на карантин и что из этого вышло

ОгонёкКультура

Сносить можно. А охранять — нет?

Как защита архитектурного наследия ушла на карантин и что из этого вышло.

Главное здание комплекса Старожиловского конезавода (проект Федора Шехтеля) «пандемия сноса» обошла стороной

«День единых действий» в защиту исторических памятников Координационный совет градозащитных организаций России решил провести 25 мая.

Общественные защитники культурного наследия из Москвы и Санкт-Петербурга, Казани и Вологды, Нижнего Новгорода и Волгограда, Орла и Челябинска, Бузулука и Петрозаводска, Самары и Саратова, а также других городов страны проведут эту акцию исключительно в соцсетях в силу действующего карантинного режима. Тем не менее лозунг, под которым она задумана, фиксирует контуры новой реальности: «Пока мы сидим дома, вандалы работают». Речь, как вы понимаете, о наболевшем: активисты намерены опубликовать видеоролики об объектах, которым грозит снос или уродование в ситуации, когда у них нет возможности их защищать.

Так почему общественность бьет тревогу? И почему сбоит механизм госохраны памятников исторического наследия в дни карантина?

Пандемия сноса

Константин
Михайлов,
главный
редактор
сайта
«Хранители
наследия»

«Во многих регионах началась пандемия сноса, активизировались противоправные действия против наследия»,— пишут организаторы акции. И с прискорбием констатируют: «Режим самоизоляции за полтора последних месяца создал условия».

Действительно, в недели самоизоляции, когда общественники заперты по домам, а госорганы охраны наследия работают на удаленке, сносить исторические объекты намного легче и проще. В Москве, например, в апреле — начале мая снесли (под расширение железнодорожных «Центральных диаметров») два старинных здания: дом № 8 по Новой Басманной улице, со сводчатыми подвалами, возможно, конца XVIII века — и дом № 8 по Старой Басманной, работы известного архитектора начала ХХ века Н. Жерихова. Становятся известны планы демонтажа части Теплых рядов на Ильинке, в двух шагах от Кремля, и перестройки комплекса «Наполеоновского театра» (дома Позднякова) на Большой Никитской, 26...

Из регионов также тревожные новости. За последние недели сгорели два деревянных исторических дома в Нижнем Новгороде, погорел дом-памятник в Новой Ладоге. Поджигали знаменитую усадьбу Старожилово в Рязанской области. В Казани начали разбирать объект культурного наследия, к счастью, пресечь удалось. А вот в Бузулуке Оренбургской области — не удалось: погиб исторический дом, несмотря на протесты градозащитников. А когда началось разбирательство по поводу сноса в городке Павлово Нижегородской области, выяснилось совсем интересное обстоятельство. Приглядимся подробнее.

Павловский инцидент

30 апреля — 1 мая в Павлове снесли экскаватором дом купца П.А. Страхова на Нижегородской улице, в городе говорят, что на этом месте хотят построить торговый центр.

Особенности сноса хотя бы в том, что формально этот красивый дом с крестовыми сводами в первом этаже защищал закон о наследии, поскольку аттестованным экспертом Минкультуры России Алексеем Давыдовым было подано в областное управление госохраны объектов культурного наследия (УГООКН) заявление о постановке дома на госохрану. Его и поставили на учет как «обладающий признаками объекта культурного наследия».

Более того, эксперты общественного совета при управлении в апреле проголосовали за включение дома в списки объектов культурного наследия РФ. Наконец, дом Страхова стоял на территории объединенной зоны охраны городских памятников, а по действующему постановлению нижегородских властей сносить в этой зоне ничего нельзя без согласования с областным органом охраны памятников.

Никто, однако, ничего не согласовал. Нижегородские градозащитники и эксперт Алексей Давыдов возмутились и направили жалобы в УГООКН и прокуратуру. Из управления по охране памятников эксперту прислали ответ за подписью руководителя Г.В. Меламеда (письмо есть в распоряжении автора). Управление соглашалось, что снос дома «можно рассматривать как признак нарушения требований» и «требует проведения проверки и принятия мер правового воздействия».

А дальше — увы: «Однако на основании части 2.3. постановления правительства Нижегородской области от 2 апреля 2020 года № 259 "Об ограничении проведения контрольно-надзорных мероприятий" и противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в настоящий момент назначение и проведение выездных проверок ограниченно. Кроме того, постановлением правительства Нижегородской области от 2 мая 2020 года № 364 на территории города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области введены ограничительные мероприятия (карантин). В этой связи осуществление сотрудниками управления контрольно-надзорных мероприятий по факту сноса дома № 6 по ул. Нижегородской в настоящее время не представляется возможным».

Правда, УГООКН направило обращение в Павловскую городскую прокуратуру с просьбой провести эту проверку. Результаты пока неизвестны.

Но вывод напрашивается. Он в том, что сносить исторические дома, похоже, в карантин можно, а охранять — нельзя. Даже посредством проверки постфактум.

Каникулы госконтроля

Но это не все. Как выясняется, с весны 2020 года контролировать происходящее с памятниками архитектуры не дает отнюдь не только коронавирус.

Еще до всероссийских карантинных мер премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал сначала поручение (18 марта), а потом и постановление правительства (№ 438 от 3 апреля «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля…»), запрещающее до 31 декабря 2020 года проводить проверки в отношении «субъектов малого и среднего предпринимательства» (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), а также некоммерческих организаций. Исключение — для внеплановых проверок по фактам «причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». А также проверок, точечно назначенных президентом или федеральным правительством.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Личное без лишнего Личное без лишнего

Как складываются и на чем держатся современные парные отношения?

Огонёк
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Считать от МРОТ Считать от МРОТ

Оплату труда учителей ждет реформа

Огонёк
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Английское убийство Английское убийство

Смерть инакомыслящего: по заказу монарха или по недоразумению?

Вокруг света
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Форсаж над тайгой Форсаж над тайгой

Комсомольский авиазавод не спит, чтобы страна спала спокойно

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Что такое AGS, или Как может совершенно случайно развиться аллергия на красное мясо Что такое AGS, или Как может совершенно случайно развиться аллергия на красное мясо

Как проявляется аллергия на красное мясо?

ТехИнсайдер
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Виктория Исакова Виктория Исакова

Актриса Виктория Исакова — о ДНК постсоветских 1990-х

Собака.ru
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Самая близкая химия Самая близкая химия

Академик Степан Калмыков — о том, насколько Менделеев повлиял на развитие химии

Наука и жизнь
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
«Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек «Мне нужна была борьба»: как Екатерина Габашвили открывала в Грузии школы для девочек

Екатерина Габашвили: грузинская писательница и общественный деятель

Forbes
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Открыть в приложении