Рэп против правил
В Московском театре мюзикла премьера — спектакль «ПраймТайм». Развлекательный жанр неожиданно показал зубы, высмеивая изнанку телевидения и общества в целом.
Мюзикл — жанр заемный, американский — с таким трудом приживался в России потому, что долгое время не совсем ясна была его функция. Понадобилось время, чтобы понять: он — не «музыкальный театр»; зрители ищут в нем не «открытия», а как бы подтверждения своих эмоций. И в этом смысле мюзикл больше напоминает спортивное мероприятие, куда приходят «поболеть за своих».
Когда обычную реплику, например «принесите нам три чая без сахара», артист поет, вместо того чтобы просто сказать,— в XXI веке это выглядит, честно говоря, абсолютным анахронизмом. При этом, как ни странно, опера и мюзикл обладают уникальной способностью закреплять образ времени, оттачивать его, вычленять суть. Московский Театр мюзикла уже три года находится в самом центре столицы, в бывшем кинотеатре Пушкинский, и само расположение как бы обязывает театр впитывать, вбирать в себя все эмоции современности — от праздничных парадов до протестных акций.
Золушка как шестеренка
В России почти не ставят мюзиклов, или опер о современности. В последний раз такого рода «закрепление действительности» случилось в 2005 году, когда в Большом поставили оперу Леонида Десятникова и Владимира Сорокина «Дети Розенталя». Напоминающий сразу все советские мелодии, хор проституток у вокзала («пора, подруга, пора, ждет город нашего мяса…») поначалу имела функциональную задачу — соединить две сцены и заодно немного развлечь зрителей. Но в итоге стала реквиемом по девяностым.
В мюзикле «ПраймТайм» (режиссеры-постановщики — Марина Швыдкая и Себастьян Солдевилья) сюжет вроде бы классический, о Золушке: девушка из провинции приезжает на телешоу в Москву, и это для нее единственный шанс сбежать от постылой обыденности и закрепиться в столице. Но открывает мюзикл сцена, которая тоже задает куда более широкую рамку. В местном кафе героиня прощается с малой родиной и исполняет композицию, которая по стилистике, опять же, вполне напоминает какую-нибудь «Песню о встречном» Шостаковича. Но внутри этого величавого соцреалистического торта словно бы тикает, еле слышно, часовой механизм (композитор Максим Лепаж, автор стихов Алексей Кортнев). Героиня (Галина Безрук) родом не из деревни, и не из города, а именно — из городка; того, что могло стать чем-то бОльшим, но так и не стало. Эта полустаночность, сквознячность существования и задает ощущение современности в мюзикле. В единственном на весь городок кафе собрались самые разные люди — бывшие уголовники, местные чиновники; тут же и мамы, которые требуют от мэра заделать щели в детском саду… Особой любви друг к другу эти люди не испытывают, но все же мы понимаем, что родилась очередная «новая общность». И эти люди способны договариваться между собой и даже поучаствовать в благотворительности (например, сброситься героине на дорогу в Москву).