Письма
«Особенность нашего общества — дикая злость»
№ 51 С директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским беседует Екатерина Данилова
Вокруг культуры
Больше культуры не значит меньше злобы… Аншлаговые выставки вполне уживаются с потоками ненависти на российском ТВ. С лицемерием. Культуру превратили в тюнинг. В позолоту с гнилой начинкой. В бизнес (впрочем, это банальность с бородой). Само понятие «культура» сегодня нуждается в уточнении. Им разбрасываются, в то время как столбовой идеологией стали милитаризм и жлобство. (Алексей Мельников)
Общие ценности
Может ли музей сделать человека лучше в наше время, когда стало понятно, что вовсе не образование и культура ведут его к успеху в жизни и высокому положению в обществе, а совсем другие вещи? И может ли современный человек учиться чему-то хорошему у деятелей культуры? Много ли среди них искренних подвижников, которые могли бы быть если не примером для подражания, то хотя бы объектом восхищения? Действительность такова, что деятели культуры, в том числе и музейные работники, часто мало чем отличаются от презренного «обывателя». Власть, деньги, популярность — все это присуще и им… Думаю, что музей по-настоящему интересен только небольшому числу людей, которые и без него могут воспитаться. Большинство же туда «валит», чтобы поставить галочку: Рембрандт — «Блудный сын», Рафаэль — «Мадонна»... А есть и такие, кто бегает по Эрмитажу в поисках спальни Екатерины II. И больше им ничего не надо. (Andrej A)
Масштаб обобщения
Ну вот зачем из своих личных наблюдений и воззрений делать такие обобщения? Отношения «культура — общество» все же не ощущения, пусть и директора Эрмитажа, от поведения некоторых посетителей музея. Еще в студенческие годы (речь о прошлом веке) мне приходилось видеть таких посетителей Эрмитажа, хоть Зощенко воскресай! Это может быть поводом для анекдота, лекции о культуре поведения, но не типовой характеристики общества.