Паровое наследие
Накануне китайского нового года самое время приготовить пельмени с креветками
Нематериальное наследие ЮНЕСКО при всей его объявленной отстраненности от материи в последнее время дополняется вполне весомым и даже съедобным содержанием. Понятно, что каждая страна хочет внести в эти списки свою собственную еду. Какие на этой площадке разгораются споры, даже не хочется говорить. Стоит соседу завернуть в виноградный лист немного начинки — точно так же, как это делаешь ты сам — или растолочь немного нута в ступе, и все, забыта и ступка, и виноградные листья, главное — кто первый. «А это совсем не главное,— сказал мне один знакомый уважаемый музыковед, не имеющий отношения к кухне.— В музыке те же споры. У меня как-то спросили, кто первым изобрел один музыкальный инструмент. Я сказал, что это неважно. Важно, кто на нем лучше играет».
Действительно, и в музыке, и в гастрономии: кто лучше готовит, у того и будем учиться. Тем более что ЮНЕСКО в последнее время заносит в список нематериального наследия и вовсе удивительные вещи. Например, неаполитанскую пиццу. Хотя всем известно, что современная пицца создавалась в Америке, иммигрантскими семьями и из местных продуктов. Сейчас готовятся досье французского багета и кус-куса. Кто бы знал, как я люблю багет. Но во французской кухне есть вещи и более старинные и заложенные в основах. Что же касается кус-куса, то с Магрибом и Ближним Востоком вообще нужно разбираться. На кускус больше всех, на мой взгляд, может претендовать Андалусия. Примешь решение наскоро, потом век не разгребешь.
С российской стороны тоже все время раздаются голоса, что нам нужно какие-нибудь свои кулинарные навыки и умения занести в списки ЮНЕСКО. Но все эти призывы тщетны, потому что Россия не подписала конвенцию, согласно которой пополняются списки нематериального наследия, и вносить ничего не может. Ну и самое главное — среди призывов звучало слово «пельмени», а при всем внимании к поиску корней, именно пельмени имеют отношение к национальной кухне еще меньшее, чем пицца. Нет в мире вещи более интернациональной, чем немного начинки, завернутой в кусочек теста и сваренной в кипящей воде или на пару. Здесь тоже, как в музыке, весь секрет в том,