Азиатская мечта России
Двуглавый орел превращается во флюгер, послушный восточному ветру. И напрасно, считает Ирина Хакамада.
Только одна голова российского герба смотрит на Восток. В нынешней государственной повестке экономического сотрудничества исламские государства достигают верхних строчек. Естественно, после присоединения Крыма Запад наточил ножи, и уже не видно конца и края наездам по всем направлениям — от высылки дипломатов до санкций и войны в массмедиа. В итоге наша «западная» голова готова присоединиться к «восточной», но даже думать об этом страшно — как бы не свернуть-таки орлу шею.
В поиске компромисса Кремль, мне кажется, пытается развернуть голову в сторону Азии помягче, не ломая птице позвонки. Причем этот процесс начался не только у нас — но даже в Европе, где втайне давно мечтали построить «общество глины». Сейчас объясню.
Мой японский брат (сын моего отца от первой японской жены), профессор Токийского университета Сигэки Хакамада не устает повторять, чем российское общество отличается и от европейского, и от азиатского. Европейское государство он называет «обществом кирпичей», где под кирпичами подразумеваются права человека, из которых оно строилось. В Азии — «общество глины». Суть в том, что все конструкции, государственные институты в нем переплетены друг с другом настолько тесно, что переходы вообще незаметны. В результате политическая система непрестанно, но незаметно меняет форму в соответствии с мировыми и национальными трендами, оставаясь устойчивой. В России же — «общество песка». Чтобы государство держало форму и не осыпалось под воздействием среды, необходимы разные подпорки. Например, идеология, внешний враг, церковь и т. д.